Открывающиеся в связи с этим перспективы политического развития России уже приковывают к себе внимание аналитиков; например, целиком посвященный теме борьбы за президентское кресло октябрьский номер «НГ-сценариев» [1]. Вдумчивый анализ той политико-идеологической ниши, которую стремится занять в новой политической реальности мэр Москвы, а также фундированную оценку его шансов на успех дал недавно Андрей Фадин [2].
К сожалению, отмечая резко возросшую активность Юрия Лужкова в контактах с региональными лидерами и его ставшие регулярными поездки «в глубинку», наблюдатели оценивают их лишь в одном аспекте, а именно — мэр Москвы стремится «расставить» у власти в регионах «своих» людей, поддерживая их на региональных выборах морально и — через привлечение контролируемых им столичных финансовых ресурсов — материально. То есть делает то же самое, что и его соратники-соперники из «партии власти» (прежде всего Анатолий Чубайс и Виктор Черномырдин) — формирует себе клиентелу в провинции. Представляется, однако, что как масштаб, так и цели деятельности «хозяина столицы» при этом оцениваются в слишком узких рамках и потому не вполне точно.
Кстати, подчеркиваемый обычно аналитиками аспект региональной активности московского мэра — поддержка «своих» людей на выборах — может быть оценен как наименее удачный для Лужкова. Так, он активно поддержал псковского губернатора В.Туманова — выступая перед «административно-хозяйственной аудиторией» между первым и вторым турами, он даже не удостоил конкурента Туманова, депутата Госдумы от ЛДПР Михайлова, словесной критики, ограничившись мимикой лица [3]. Победил на выборах. как известно, «жириновец». Юрий Лужков посетил Архангельскую область, где присутствовал на закладке атомной подлодки «Юрий Долгорукий», и поддерживал действующего губернатора Ефремова — шансы которого на предстоящих в декабре выборах близки к нулю [4].
Более подробное рассмотрение визитов Лужкова в регионы дает основание предполагать, что решаемые им задачи и шире, и глубже, чем просто приобретение «своих людей» в местной власти.
Отметим прежде всего, что за короткий срок мэр Москвы не однажды посещал Кабардино-Балкарию.
5-8 июня в Нальчике состоялись Дни Москвы в Кабардино-Балкарии. Такие Дни Москва проводила впервые. Делегацию из 255 человек возглавлял Юрий Лужков. Дни были организованы с редкостной пышностью. 5 июня в нальчикском парке состоялось торжественное возложение венков к Вечному огню. Торжественное открытие Дней произошло вечером того же дня во Дворце культуры строителей. В программе были встречи участников делегации с работниками культуры сельских районов. Состоялись такие встречи с председателем Союза художников РФ В.Сидоровым, директором Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства В.Гуляевым, директором Третьяковской галереи Р.Родионовым, художниками С.Андрияко и В.Пензиным. Гости рассказывали о своей работе, творческих планах, знакомились с культурной жизнью КБР. Затем гостям давали концерт местные коллективы. Нальчик посетили преподаватели и руководители ряда московских вузов (В.Л.Матросов — ректор Московского государственного педагогического университета, А.А.Демиденко — проректор Московского государственного технического университета имени Баумана). Состоялась творческая встреча студентов Северо-Кавказского института искусств с председателем Союза композиторов, народным артистом РФ В.И.Казениным и народным артистом СССР И.Д.Кобзоном. На встрече присутствовали деятели музыкальной культуры КБР. Известные артисты, профессора Московской консерватории выступали в сельских районах КБР [5].
1 сентября 1996 года в республике отмечалось 75-летие ее государственности. За последние годы это было самое торжественное празднество в КБР. На церемонию празднования этой даты приехали премьер-министр В.С.Черномырдин, мэр г.Москвы Ю.Лужков, некоторые министры. Событие стало поводом для пространного изложения позиций руководства федерального центра и руководства КБР.
В октябре Юрий Лужков и Валерий Коков подписали Соглашение между КБР и Москвой о сотрудничестве. На торжественной церемонии Юрий Лужков изложил позицию по урегулированию чеченского конфликта [6].
Отметим, что с точки зрения экономического сотрудничества маленькая и бедная ресурсами КБР не представляет для Москвы особого интереса, а электоральный потенциал ее в масштабах РФ пренебрежимо мал. Тем не менее Юрий Лужков уделил республики редкое внимание. Причина скорее всего в том, что демонстративная дружба с КБР, которая, как подчеркивает ее президент В.М.Коков, не мыслит себя вне Российской Федерации, было весьма выгодно в ином смысле. Демонстративная дружба с Кабардино-Балкарией позволяет Юрию Лужкову скорректировать свой имидж в глазах народов Северного Кавказа, избавиться от образа врага и гонителя всех «кавказцев», созданного его регулярными расистскими заявлениями и практикой этнических чисток в Москве. А это означает нешуточный выигрыш как в общеполитическом, так и в чисто электоральном плане — на Кавказе живут миллионы избирателей.
Посещая регионы, Юрий Лужков обычно подписывает Договоры о сотрудничестве г.Москвы с данным субъектом Федерации. Однако рассмотрение самих этих документов (подписываемых в чрезвычайно торжественной обстановке) обнаруживает неожиданный аспект.
Так, упомянутый договор с КБР предусматривает открытие магазинов «Нальчик» в Москве и «Москва» в Нальчике, участие Москвы в строительстве базы отдыха в Приэльбрусье, а также «развитие деловых связей, научного и культурного обмена» и т.д.
13 августа в Саратов с официальным визитом прибыла представительная делегация правительства города Москвы, возглавляемая московским мэром Юрием Лужковым. Гости в течение дня побывали на ряде предприятий Саратова и Энгельса, а также совершили краткий выезд в Балаково; ими была осмотрена выставка промышленной продукции предприятий области, работающая в помещении цокольного этажа областной администрации. В Академическом театре оперы и балета прошла торжественная церемония подписания Договора об экономическом сотрудничестве между правительством города Москвы и администрацией Саратовской области. На церемонии присутствовали депутаты областной думы, представители местного руководства хозяйственных и банковских структур, СМИ и учреждений культуры, предприниматели. Юрий Лужков выступил перед саратовцами с краткой речью, в которой дал высокую оценку достигнутым договоренностям, назвав их выгодными для обеих сторон. Затем состоялась пресс-конференция, в ходе которой Лужков вновь подчеркнул, что заключенный в этот день Договор об экономическом сотрудничестве между московским правительством и саратовским областным руководством является взаимовыгодным и поможет обеим сторонам решить стоящие перед ними проблемы. Однако конкретные условия договора предусматривают лишь небольшие поставки саратовской сельскохозпродукции и закупку сотни троллейбусов [7].
В Пскове мэр столицы также выразил согласие на поставки сельхозпродукции в столицу (заявив даже, что готов лично встречать колонны с псковской продукцией у МКАД) и обещал пролоббировать соглашение о поставках в Москву микроавтобусов «Псковавто».
21 сентября в Рязани Лужков подписал соглашение о развитии экономического партнерства между Москвой и Рязанью с губернатором Меркуловым (в октябре ушедшим в отставку). Речь также шла о сельхозпродукции и о комплектующих для «ЗиЛа».
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В Договоре с Архангельской областью сельхозпродукция не упоминалась. Речь шла о поставках сырья (леса и т.д.) и бумаги.
Перечень можно продолжить, но и из приведенного очевидного, что помпезность церемоний заключения договоров находится в разительном контрасте с текстами подписываемых документов. Мелочи это все — сто троллейбусов, комплектующие, сельхозпродукция. Значение этих документов скорее в том же, в чем и Договоров между центром и субъектами РФ — в замене, по как всегда емкой формулировке Владимира Гельмана, «неформальных контрактов» «жалованными грамотами» [8]. В договорах оформляется, институализируется связь между столицей и провинциями, мэром Москвы и региональными элитами. А это несравненно более существенный, нежели просто поддержка «своих людей», процесс.
Наконец, обратим внимание на публичные выступления Юрия Лужкова в ходе поездок.
В Саратове Лужков подчеркнул, что именно в прямом сотрудничестве реализуется свобода субъектов Федерации, которые могут и должны действовать сами, не обращаясь к государству за помощью и не спрашивая его разрешения на каждый шаг.
20-21 сентября в Рязани на заседании Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Центральная Россия», собравшем руководителей 11 центральных российских областей и Москвы Юрий Лужков сделал ряд негативных высказываний в адрес способов формирования федерального бюджета и призвал к новым способам его формирования. На заседании обсуждалась идея «замыкания» сбора всех налогов на субъекты Федерации, которые раз в месяц будут переводить определенную сумму в федеральный бюджет. Это приведет к совершенно новым отношениям Центра и субъектов. Решено разработать такой закон и попытаться провести через Совет Федерации. Кроме этого, Лужков заявил, что, по его мнению, надо заморозить долги и снизить цены на топливо. Только это поможет улучшить ситуацию [9].
В Пскове Ю.М.Лужков, как всегда, критично высказался о «ваучерной приватизации» и ее духовном вдохновителе.
Неоднократно Юрий Лужков обрушивался с критикой РАО «ЕЭС России», обвиняя его в монопольном взвинчивании цен на электроэнергию, разоряющем всякое производство.
Наконец, Юрий Лужков стал одним из организаторов совещания субъектов РФ — доноров федерального бюджета. Как известно, соотношение доноров и реципиентов (пребывающих в депрессивном состоянии) среди регионов России меняется в прежнем направлении — число первых в 1997 году сократится, вторых — увеличится. Это и стало поводом для проведения совещания регионов-доноров. Согласно проекту бюджета на следующий год, из федерального фонда поддержки субъектов Федерации помощь будет оказана уже не 75-ти, а 79-ти регионам. В ранге доноров будут находиться всего 10 субъектов (в 1996 г. — 14): город Москва, Башкортостан, Татарстан, Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Липецкая, Нижегородская, Самарская и Свердловская области.
Об усилении бюджетной нагрузки на эти регионы говорят следующие данные:
— в 1995 г. совокупная доля финансовой помощи из бюджета составляла в среднем 10 процентов доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ, а за четыре месяца 1996 г. — 12 процентов;
— по некоторым субъектам этот показатель составил 70-80 процентов;
— только 12 субъектов Федерации в 1995 году не получали выравнивающих трансфертов.
Идеи самофинансирования регионов, максимизации использования собственного налогового потенциала, стимулирования регионов-доноров и проч. на сегодня остаются в плоскости пожеланий, выраженных участниками упомянутого совещания [10]. Однако с изложением этих пожеланий именно Юрий Лужков выступил в Совете Федерации.
Таким образом, в ходе (или в результате) региональных контактов Юрий Лужков аккумулирует позиции региональных лидеров, поддерживает их и становится их выразителем. Тем самым он делает заявку на занятие новой идеолого-политической ниши российской политики — ниши лидера региональных лидеров, «первого среди равных». Отметим, что и ранее делались заявки на эту позицию, в частности, Минтимером Шаймиевым, Борисом Немцовым, Владимиром Шумейко, Егором Строевым, однако по разным причинам (национальность Шаймиева и специфичность статуса Татарстана, особенности политической биографии Шумейко, недостаточность экономических — и прежде всего финансовых — ресурсов Нижегородской и Орловской областей для фундирования политических позиций своих лидеров) не слишком успешные. Юрий Лужков, опирающийся на мощнейшие в стране ресурсы, идеологически приемлемый и для ДВР, и для КПРФ, обладает достаточными возможностями прочно и всерьез занять эту нишу.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Представляется, что в этом случае политические позиции мэра Москвы необходимо будет оценивать еще и с учетом институционального значения Совета Федерации. Кроме того, прошедшая президентская кампания показала, что для того, чтобы дать кандидату реальные шансы на успех, его кампания должна быть региональной. В случае же продолжения Юрием Лужковым уже начатого им дела вряд кто-то окажется способен конкурировать с мэром Москвы в этом отношении.