Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Родословная полесской крестьянской династии»

Исследование крестьянских династий относится к наиболее трудным генеалогическим задачам. Связано это главным образом с дефицитом сведений: в прошлом люди из социальных низов реже, чем представители элиты, фиксировались в документах, а имеющиеся сведения часто недостаточно информативны.

Написание доклада за 4 часа

Сказанное, однако, не означает невозможности построения крестьянских родословий, в т. ч. на документальной базе. Современные архивы располагают целым рядом ценных для нас видов источников: ревизские сказки и прочие материалы переписей, приходские метрические книги, похозяйственные книги, записи актов гражданского состояния и др. Метрические книги, например, вошли в обиход в начале ХVIII в., в них записывались имена, даты рождения, крещения, брака, смерти. Еще более содержательны ревизские сказки (в 1719—1857 гг.), включающие также сведения о переводе крестьянина в другой двор или имение, об отдаче в рекруты и т. п. Сведения эти мало пригодны для портретизации лиц, но при сохранности архивных материалов описание крестьянских родов может охватывать несколько веков. Примером этого является родословная Макейчиков.

Данная фамилия относится к патронимическому типу, образована от уменьшительно-ласкательной формы мужского имени Макей. Для белорусской антропонимии подобные фамилии типичны (Антончик, Иванчик, Петрик и т. д.), встречаются они и у других славянских народов. Макей — имя греческое, означает “насмешник”, “осмеивающий”. На Русь оно пришло вместе с ее крещением в греческую веру, следовательно, не раньше конца Х в., со временем оно стало крестильным и довольно распространенным. Дни ангела Макеев: 29 января, 11 мая, 3 июля, 18 декабря.

По их старинной дислокации все белорусские Макейчики делятся на две основные части — минскую, или центральную белорусскую, и полесскую; к последней относится династия, описываемая в данной работе. В родовых преданиях существует несколько версий появления ее на Полесье. Наиболее популярна легенда о белорусском повстанце (или гайдамаке), который, спасаясь от преследований, прятался в отдаленных углах и каким-то образом нашел прочное убежище в полесских дебрях. Есть и менее романтические рассказы. В любом случае династия живет в полесском крае как минимум с начала ХVIII в. Вплоть до середины ХХ в. Макейчики проживали очень компактно, в смежных деревнях Бобрик, Заполье, Комаровичи. Заполье в ХIХ в. выделилось из Комарович, а в 1974 г. перестало существовать как самостоятельное поселение, растворившись в тех же Комаровичах. Деревни эти весьма старинные, они расположены на юго-востоке Мозырщины, на месте поселения древних дреговичей; в настоящее время принадлежат к Петриковскому району Гомельской области. В отличие от деревни Бобрик, Комаровичи имели ранг села. Село отличалось большим числом жителей, наличием церкви и барской усадьбы. В нем действовали два храма, католический и православный. Последний (более ранний) построен в середине ХVIII в., метрические книги велись в нем с 1756 г. Первоначально эта церковь была униатской, в 1795 г. стала православной, Свято-Троицкой. В Комаровичах же впервые в ареале династии Макейчиков в 1883 г. была открыта школа (народное училище), первая учительница — Александра Невская. Рядом с Комаровичами есть речка Ареса, в прошлом она называлась Роса, может быть та самая, откуда “есть пошла Русская земля”?

Пространство полесских Макейчиков с конца Х в. относилось к Туровскому княжеству, с 1155 г. — к Киевскому, в ХIV в. стало собственностью великого литовского князя Гедимина, затем, до 1791 г., слуцких князей (Олельковичей и Ходкевичей) в составе Великого княжества Литовского; в конце ХVIII в. полешуки оказались в Российской империи. После Олельковичей деревни несколько раз меняли свои хозяев. С начала ХVIII в. вместе с крепостными они надолго оказались в руках местного шляхетского рода Еленских, рода обширного, записанного в шестую и первую части дворянских родословных книг Минской, Виленской и Витебской губерний. Клан Еленских породил несколько колоритных личностей. В их числе Эмма Еленская-Дмаховская (1864—1919 гг.), известная деятельница белорусской и польской культуры. Она родилась в Комаровичах, с 1890 г. жила в Вильно. В 1891 г. она опубликовала в польском журнале “Висла” довольно обширный очерк “Село Комаровичи”. В начале ХХ в. имением Комаровичи (5530 десятин земли) владел граф Г. А. Милорадович (1839—1905 гг.), представитель знаменитого рода сербского происхождения, бывший флигель-адъютант Александра II, сенатор. Он, кстати, увлекался генеалогией, был членом петербургского и московского родословных обществ, опубликовал около 25 работ по генеалогии.

Таковы общеисторические условия жизнедеятельности полесской династии Макейчиков. Выделившаяся из нее ветвь, ведущая по нисходящей прямой линии к автору данной статьи, изображена на схеме № 1. Она состоит из трех потоков: в центральном представлены генеалогические ступени прямого родства (на схеме их 10, всего же династия насчитывает 11 поколений), в левом — жены Макейчиков, в правом — линия матерей матерей. Даты на схеме, как и другие родословные сведения, приведены по материалам фондов “Минская казенная палата”, “Минский губернский инвентарный комитет”, “Минская губернская земская управа” Национального исторического архива Беларуси, по делам о дворянстве, о выкупе крестьянами земли у помещиков и т. п. из фондов Российского государственного исторического архива в Петербурге, а также по другим источникам, включая семейные архивы и научную литературу.

Общим первопредком полесских Макейчиков явился крепостной крестьянин Матвей. Автору статьи (поколение № 9) он приходится шестикратным прадедом. В нисходящем движении династии выделяются три хронотопа: деревня Бобрик (начало ХVIII в.—1830-е гг.), деревни Бобрик и Заполье (1830-е гг.— середина ХХ в.), Белоруссия, Москва, Ленинград и другие регионы СССР (с середины ХХ в.). Поколенная таблица первого хронотопа с некоторым сокращением представлен на схеме № 2.

Содержательный портрет рода в познавательном отношении интересен одновременно и типичностью, и своеобразием. До третьего хронотопа все его лица проживали на одной и той же небольшой территории, представляли один социальный слой, вели одинаковый образ жизни. В этот период формы и показатели их жизнедеятельности (грамотность и динамика образования, профессиональная структура, мораль, мировоззрение, общественная активность и т. д.) близки к среднебелорусским (крестьянским). Позже резко усиливается дифференциация, но с сохранением ядра внутриродовых ценностей (патриотизм, семейно-витальная надежность, жизнестойкость).

В 1945 г. один из Макейчиков штурмовал рейхстаг, добрался до самого логова, вертел большой глобус в кабинете Гитлера. На волне победной радости, по примеру других, хотел было написать что-то на стене, да вдруг передумал: и малограмотности застеснялся, и стыдно стало перед убитыми (они ведь не напишут, не отметят себя), и — экая невидаль, одолел врага, сколько их было, и врагов и побед. Скорее домой, на Полесье…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://victorian.fortunecity.com/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

307

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке