Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Роль психологических знаний в практической работе педагога»

Исследование педагогической деятельности имеет давнюю традицию в психологической науке, однако, следует отметить, что существенные изменения в социокультурной среде конца XX столетия требуют нового осмысления психологических составляющих успешной деятельности учителя.

В настоящее время особенности всестороннего развития личности в условиях грандиозного ускорения научно-технического прогресса и современные научные данные, полученные в конкретных психологических исследованиях, позволяют по — новому понять возможности использования психологии в обучении и воспитании школьников. Перед психологической наукой стоят сегодня задачи, от выполнения которых зависит успешность решения важнейших педагогических проблем.

Эти задачи заключаются, прежде всего, в том, чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы (содержание, методы, приёмы обучения и воспитания), сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для неё новые пути, обеспечивать широкий поиск в деле обучения и воспитания.

Задачи современной психологии во многом обусловлены требованиями, которые предъявляет к педагогике научно-технический прогресс.

Современный учитель особенно нуждается в психологических знаниях. Ведь перестройка школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее его развитие, а ещё К. Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне — нужно его изучать. А правильно изучать своих учащихся учитель сможет, лишь глубоко зная общие закономерности развития ребёнка, психологические закономерности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей.

«Учителю в условиях перестройки школы надо многому научиться заново, а в ряде случаев и во многом переучиться. Надо научиться слушать, а главное — слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, уметь влиять на эту направленность.»

Безусловно, основные психологические знания специалист получает, изучая курс психологии во время обучения в педагогическом учебном заведении. Но, как показывает практика работы учителей, этого бывает недостаточно. С началом трудовой деятельности педагог сталкивается с тем, что кроме учебников нужна разнообразная дополнительная психологическая литература, чтобы углубить свои знания, психологически осмыслить свой опыт, многие вопросы школьной жизни, которые в учебниках и лекциях не рассматриваются.

По моему мнению, именно психодиагностическая составляющая деятельности учителя оказывает существенное влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса, в том числе и на качество учебной деятельности учащихся. Связано это с тем, что в настоящее время изменения в общественно-политическом, социально-экономическом развитии страны, стремительно развивающаяся информационная среда предполагают инновационную политику в сфере образования, направленную на повышение эффективности и качества труда учителя. На современном этапе работа в школе немыслима без диагностики. Умение в своей деятельности опираться на данные психодиагностики повышают качество обучения, воспитания и  улучшают эффективность труда учителя. Чтобы учить и воспитывать, а также оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Эти знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики. Педагог в своих действиях должен исходить не столько из субъективного мнения или интуиции, сколько из анализа объективной и всесторонней информации, полученной в ходе психодиагностики (комплексного изучения ученика).

Психодиагностическая деятельность является основой педагогической профессии, так как для воспитания и развития личности и индивидуальности, учащихся надо, прежде всего, уметь их изучать. Реализуя психодиагностическую деятельность, учитель не должен ограничиваться только характеристикой знаний учащихся, изолированных психических процессов и свойств личности, а должен уметь соединить воедино все проявления ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения и наметить пути коррекции и развития.

В условиях реорганизации системы образования на первый план работы школы выдвигаются задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих совершенствование творческих способностей каждого ученика. Практика показывает, что в настоящее время школа испытывает значительные трудности при осуществлении этих задач. В психолого-педагогической литературе эти трудности связывают с тем, что обучение и воспитание очень слабо опираются на комплекс имеющихся психологических знаний о развитии ребенка и формировании его личности. Эффективность образовательного процесса определяется обычно тем, что знают и умеют школьники. Но этого недостаточно, поскольку остается неясным, в какой мере выученный материал и направленность воспитательного воздействия педагога становятся достоянием личности школьника, что дает усвоение того или иного учебного материала для дальнейшего развития мышления, способностей, убеждений ученика, как под влиянием воспитательных воздействий формируется его система нравственных ценностей.

Низкий уровень психологической культуры учителей, недостаточное использование ими психологических знаний в организации образовательного процесса приводят к малоэффективности или сводят на нет воспитательное воздействие на ученика. Непосредственное использование учителем психологических рекомендаций — не всегда оказывается результативным, так как требует высокого уровня профессиональной психологической подготовки. Реальную помощь здесь может оказать создание психологических служб в системе образования и в школе — в частности.

Школьный психолог — это специалист, одной из основных задач которого является внедрение в повседневную практику школы достижений детской и педагогической психологии. Психологическая служба школы играет существенную роль в оптимальной организации образовательного процесса, в подборе эффективных средств и методов воспитательной работы.

Но нельзя представить себе психологическую службу как деятельность одного лишь школьного психолога. Естественно, что он будет главной, направляющей фигурой этой службы, однако не единственной. В работе обязательно должны принимать самое активное участие все школьные педагоги. Без квалифицированной помощи со стороны учителей психолог физически не может обслужить сотни запросов и одновременно успешно справиться со всем перечнем возложенных на него задач и функций.

Анализируя деятельность психолога, можно сказать, что им осуществляется в основном личностная (констатирующая) психодиагностика, то есть диагностируется личность и ее компоненты только в определенный момент времени. В свою очередь, учителя имеют возможность осуществлять динамическую психодиагностику, так как с учениками они встречаются чаще и видят проявления их личностных качеств в различных, в том числе неформальных ситуациях. Благодаря этому у педагогов есть возможность стать не только исследователями, но и диагностами.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Таким образом, психодиагностическая деятельность психолога и педагога отличается: психолог диагностирует извне, а учитель внутри этой деятельности.

Важность психодиагностической функции в своей деятельности осознают практически все педагоги. Но чаще всего применяют такие методы диагностики, как беседа, устный и письменный опрос и чрезвычайно редко, или не используют совсем, — объективные методы: тесты, опросники, шкалирование, экспериментальные оценки, контент-анализ.

Учителя с низким уровнем владения психодиагностической функцией видят в учениках только те качества, которые мешают (относительно «слабых» учеников) или способствуют им в работе. Чем успешнее занимается ученик, тем успешнее о нем отзываются учителя данной группы. Если школьник занимается по его предмету не с должным усердием или плохо ведёт себя на уроке, то учитель, давая характеристику, отмечает именно эти моменты, часто не задумываясь о скрытых причинах поведения. Педагог, пытаясь понять состояние и поведение учащихся, дает свою интерпретацию и оценку происходящего, считая при этом, что его точка зрения почти всегда верна, хотя фактически педагогические интерпретации нередко бывают ошибочны.

Характерными трудностями в работе учителя по формированию психодиагностических навыков являются: 1) неумение  видеть ученика как целостную личность; 2) стремление учителя оценивать учащихся по успеваемости. Эти трудности обусловлены недостаточной полнотой и системностью психологических знаний.

Также ключевой проблемой педагогической практики выступает либо игнорирование доказавших свою эффективность психологических разработок, либо использование их разрозненных фрагментов. Последнее создает у педагога иллюзию научно обоснованного подхода к обучению, но на практике оборачивается созданием новых, непредвиденных трудностей.

По моему мнению, непосредственные причины слабой психодиагностической вооруженности учителей следует искать в недостатках профессиональной подготовки в учебном заведении, так как формирование способности осуществлять психодиагностику может происходить лишь в процессе специально организованного обучения.

Проблема развития профессиональной психологической компетентности педагога является одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих дальнейшего осмысления ряда психологических феноменов, составляющих ее содержание.

Вместе с тем, в современной психологической литературе отсутствует четкое определение психологической компетентности, неоднозначно определяются ее составляющие, что затрудняет поиск системы адекватных способов ее формирования и развития.

Совокупность теоретического и эмпирического знания, представленного в современной психологии, позволяет сконструировать концептуально новую систему психологической подготовки специалиста. В этом случае успешность педагогической деятельности становится полностью зависимой от уровня овладения будущим учителем психологической информацией и способами ее использования в практике профессионального поведения.

Психологический аспект подготовки учителя предполагает, прежде всего, определенную психологическую готовность к изменению сложившихся стандартов в ведении занятий, к пониманию особенностей психологических аспектов общения. Психологическая подготовка включает владение основными умениями, связанными с психологическим обеспечением образовательного процесса.

Обозначенный круг вопросов достаточно широко представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Но и до настоящего времени тенденции демократизации и гуманизации образования требуют расширения и конкретизации психологической подготовки специалиста в педагогическом учебном заведении, формирования специфики профессионального становления, особенностей его профессионально — психологической подготовки и психологической компетентности. Все это приводит к тому, что проблема личности учителя как субъекта педагогической деятельности, психологически компетентного и способного к саморазвитию, занимает центральное место в педагогической психологии.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2931

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке