Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании школьников»

В условиях формирования гражданского общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной.

Написание доклада за 4 часа

Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.

Без музея в школе сегодня не обойтись. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность.

Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в учебных целях, как иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей. Хочу обратить внимание именно на общественную деятельность. Ведь какой бы тематике не был посвящён школьный музей: войне или истории школы, писателю, поэту или общественному деятелю нашей страны или зарубежному, музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, так как школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты.

Наша школа имеет богатые традиции патриотического воспитания, где большую роль играет и школьный музей.

Музей — это наша гордость, то, без чего невозможно представить нашу школу, результат многолетней работы по патриотическому воспитанию молодёжи.

Главной задачей работы «Музея истории Бокситогорской школы №1» является привитие учащимся интереса, любви к родному краю; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить. В деятельности музея два основных направления: знакомство учащихся и других посетителей музея с историей нашего края и сбор документальных материалов, воспоминаний участников важнейших событий в жизни Родины.

Первоначально музей возник как «Музей Боевой славы»,13 декабря 1975 года. Открытие музея стало результатом поисковой работы школьников под руководством Васильевой Лидии Александровны.

Им удалось восстановить имена 52-х бывших учителей и учеников школы, погибших во время Великой Отечественной войны, а так же 56-ти воспитанников школы, которые с победой вернулись домой.

В 1982 году музей был переименован в «Музей истории школы». Поводом к переименованию послужил поиск материалов по истории школы к празднованию её 50-летия. Выяснилось, что во всех важнейших событиях, происходящих сначала в поселке Бокситы Тихвинского района, а затем в районном центре Бокситогорске самое активное участие принимали учителя, воспитанники школы и их родители. Поэтому история школы дается на фоне истории города и района.

Экспозиция музея представлена несколькими разделами:

  1. Стенд «Это наша с тобой биография» — здесь рассказывается история шефствующего над школой Бокситогорского глиноземного завода и история образования поселка.
  2. Стенд «История пионерской и комсомольской организации школы».
  3. Стенд «Город и школа в годы войны».
  4. Стенд «Учителя и ученики школы, участвовавшие в Великой Отечественной войне» — на нём представлены фотографии погибших в войне учеников и учителей школы, а также фотографии тех, кто вернулся домой с Победой.
  5. Стенд «Мы наследники пламенной славы отцов, мы — следопыты» — представлена история следопытской работы в школе и история образования музея.
  6. Стенд «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» — представлены фотографии учителей, которые посвятили себя работе в школе, и фотографии учеников, прославивших школу.

Много ценных экспонатов находится в музее. Здесь, например, стоит макет броневика, подаренный музею Маршалом Советского Союза Кошевым П.К. в знак благодарности красным следопытам школы за их огромную работу А еще фонарь, с которым во время войны учителя ночью ходили встречать раненых. Последнее приобретение музея — солдатский ремень военных лет и патефон. Бесценными являются документы военных лет. Это справки об окончании курсов медсестер,

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

боевые характеристики выпускников школы, похоронки, листовки, которые печатались для населения оккупированных врагом районов, хлебные карточки, книга приказов военных лет и, конечно же, все фронтовые письма, газеты и книги военных лет. Отдельные витрины и стенды посвящены тем самым ученикам, которые прославили школу в разных отраслях науки и искусства.

В 2002 г. в музее состоялось торжественное открытие диорамы «Тихвин, год 1941», была установлена электрифицированная карта Ленинградской области и Дороги Жизни.

Систематизируются материалы, находящиеся в фондах музея.

В 2005 г. благодаря совместной работе учеников, учителей, ветеранов и родителей учащихся был издан сборник воспоминаний выпускников школы об их участии в Великой Отечественной войне и о Бокситогорске военных лет. Презентация книги «Поклонимся великим тем годам…» состоялась в январе 2006 г. и стала радостным событием в истории школы.

В мае 2010 года состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски в память об учителях и учениках нашей школы, погибших в боях за Родину во время Великой Отечественной войны.

Экспозиции музея постоянно пополняются.

В течение пяти лет учащимися нашей школы собирался материал о двух выпускниках Бокситогорской школы №1 — Николае Дуеве и Алексее Шварце, погибших в результате военных действий в Афганской и Второй Чеченской войнах. В 2010 году в Музее истории школы благодаря проделанной работе открылась экспозиция «Солдат войны не забывает». В 2011 году состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

Музей рад всем желающим его посетить. Так, становятся традиционными экскурсии для ветеранов, посещающих Центр реабилитации, принимал музей и участников зонального совещания советов ветеранов Ленинградской области.

В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки, уроки мужества, уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и викторины.

Музей живёт активной жизнью: проводит конкурсы на лучшего знатока истории родного края, конкурсы сочинений, праздники, вечера, посвященные знаменательным датам, готовит экскурсоводов, оказывает методическую помощь учащимся в подготовке исследовательских краеведческих работ.

На базе музея работает кружок «Музейное дело». Ученики занимаются исследовательской деятельностью. Ребята работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с

архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности.

В музее постоянно работает  группа  юных  экскурсоводов, которая  проводит систематически экскурсии по  разделам  музея.  Они проводят обзорные и тематические экскурсии. В этом году – «Как школьники посёлка Бокситы помогали фронту», «Памятники Великой Отечественной войны в г.Бокситогорске», «Мы наследники пламенной славы отцов, мы-следопыты» (История движения Красных следопытов в г. Бокситогорске)

В сферу деятельности музея включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Согласитесь — школьный музей — это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

2014-2015 учебный год насыщен различными мероприятиями гражданско — патриотического направления, которые посвящены «70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

  • Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее на тему: «Наш край в годы войны».
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
  • Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны (поздравления с праздниками, приглашения на встречи).
  • Участие в городских и районных мероприятиях (акциях, конкурсах, выставках) посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.( 22октября 2014 года обучающиеся школы приняли активное участие в акции «Белые журавли», 27 января 2015 года ребята приняли активное участие в городской акции «Свеча памяти», посвященной 71 годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
  • 3 декабря 2014 года в школе прошли Уроки мужества, посвященные Дню неизвестного солдата.
  • Проведение Декады гуманитарных наук, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Общешкольный классный час на тему: «Блокада Ленинграда» посвященный 71 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.
  • Экскурсия в школьный музей на тему: «Мы не помнить об этом не вправе» посвященная 71 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.
  • Просмотр художественного фильма «Зимнее утро», повествующего о жизни девочки- подростка в блокадном Ленинграде (актовый зал школы).
  • Конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • Проведение декады ко Дню защитника Отечества. (16 февраля в школе прошел Час Мужества, посвященный выпускникам школы №1, Николаю Дуеву и Алексею Ефремову (Шварцу), которые погибли, выполняя воинский долг в Афганистане и Чечне.)
  • Участие в телевизионном проекте «Мы помним». (19 февраля 2015 года в школьном музее прошло мероприятие в рамках областного телевизионного проекта «Мы помним». Обучающиеся с 3 по 8 классы рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, которые участвовали в Великой Отечественной войне, об их подвигах и боевых наградах.)
  • Фестиваль военной песни «А песня готова на бой».
  • 23 марта 2015года сборная команда обучающихся 2 и 6 класса стала призером II научно – исследовательской конференции школьников Бокситогорского муниципального района. Ребята защищали свой проект «С песней к Победе!», посвященный 70- летию Победы в Великой Отечественной войне. Руководители проекта: Елена Георгиевна Мулькова, Мария Юрьевна Васильева
  • 2 апреля 2015 года прошел общешкольный классный час, посвященный 70- летию Победы в Великой Отечественной войне, обучающиеся 2 и 6 классов представили литературно-музыкальную композицию «С песней к Победе!» Обучающиеся 6 и 2 классов представили свой проект «С Песней Победы», рассказали насколько эта тема является актуальной, как песня вела бойцов в бой, помогала выжить и победить. Ребята представили историю нескольких военных песен, написанных во время войны и после ее окончания. В заключении, обучающиеся показали литературно – музыкальную композицию, которая стала итогом их работы над проектом. Тишина в зале только подчеркнула насколько велико значение песни в жизни людей, а особенно песен военных лет, которые знают и поют и дети, и пожилые люди.
  • «Мы помним! Мы гордимся!». В рамках мероприятия было проведено 3 экскурсии, Обучающимся было предложено совершить виртуальную экскурсию по местам захоронения павших во время Великой Отечественной войны, познакомиться с героями Советского Союза – нашими земляками и посетить памятные места города Бокситогорска. Обучающиеся увидели самые великие памятники России, среди которых «Родина — мать», воздвигнутые как вечное напоминание о страшных днях войны. Обучающиеся начальной школы подвели итог мероприятия выставкой рисунков памятников Великой Отечественной войны. А обучающиеся среднего звена дружно исполнили песню «День Победы»
  • 04.2015 акция «Георгиевская ленточка» для обучающихся 1–9 кл Обучающиеся приняли участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка». Волонтеры раздавали ленточки под музыку военных лет. Большая лента была пронесена по коридорам школы в память о тех людях, которые выстояли и победили! Целый день обучающиеся с гордостью носили ленточки на груди и обещали сохранить их.
  • 04.2015«Самый первый – самый важный» Обучающиеся смогли увидеть хронику Первого Парада Победы в 1945 году. Они узнали о том, кто проводил Парад, как шли войска, какая была техника. После бурного обсуждения современных Парадов Победы и того «самого первого – самого важного», ребята пришли к единогласному выводу, что современные Парады Победы – это долг памяти и мощь России, а Парад Победы 1945 года – это сила воли и мужество нашего народа, который после страшных лет войны, боли, скорби смог показать, что он готов и дальше защищать свою Родину.
  • «Письмо Победы» . 27 апреля обучающиеся Бокситогорской основной общеобразовательной школы №1 приняли участие во Всероссийской акции «Письмо Победы». Ребята тщательно подготовились: узнали про жизнь своих родственников, многие из которых перенесли тяготы военного времени, нашли наградные документы и фотографии. Многие со слезами на глазах писали в прошлое тем, кому они обязаны своим счастливым детством. В каждом письме ребята благодарили своих предков за «Великую Победу».
  • 1 мая приняли участие в акциях «Сирень», 7 мая «Эхо войны»
  • Приняли участие в проекте «Бессмертный полк»,
  • 29 апреля обучающиеся 2 и 6 классов Бокситогорской основной общеобразовательной школы №1 поздравили концертной программой пенсионеров и инвалидов отделения временного пребывания (стационара) МАО ЦСОН. Ребята показали литературно – музыкальную композицию, в которой прочитали стихотворения и исполнили песни военных лет. Пенсионеры со слезами подпевали ребятам. Концертная программа закончилась песней со словами «Кто, если не мы, сделаем так, чтобы не было войны». Пенсионеры тепло поблагодарили ребят и угостили их конфетами.
  • Участие в работе по благоустройству и уходу за братскими захоронениями и памятником «Отечества сыны достойны».

Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию — сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.

Немаловажным свидетельством результативности работы является неугасающий интерес к этой работе всего коллектива школы, учителей, учащихся и родителей, а также общественности к деятельности школьного музея. Жизнь не стоит на месте, и всё время происходят изменения в работе музея. Работы по-прежнему много, но именно её наличие сплачивает ребят, знакомит с живыми героями, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3159

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке