Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Романтизм и реализм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова»

1. Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова испытывает как романтизм, так и реализм. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова видно движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы.

Написание доклада за 4 часа

Но во все годы в поэзии М. Лермонтов проявлял интерес к личности — незаурядной, ищущей, свободолюбивой, а потому одинокой, неудовлетворенной и трагически несчастной. Личности духовно богатой, которая стремится определить свое место в современном ему мире.

В литературу Лермонтов не вошел, а ворвался — своим стихотворением-выстрелом, стихотворением-обвинением. Речь идет о стихотворении «Смерть поэта» (1837). Он сразу же определил и место Лермонтова в литературе, и его позицию в обществе. Лермонтову было не по пути с теми, в ком он видел палачей «Свободы, Гения и Славы», хотя он понимал, что «пред ними суд и правда — всё молчи!» И что на их стороне закон силы и власти. Для себя поэт выбирает позицию по другую сторону. Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выбирает Слово. Это Слово он сравнивает с острым кинжалом («Кинжал»). Судьба поэта, его назначение становятся одной из ведущих тем творчества Лермонтова.

Лирический герой приобретает суровую сдержанность, становится волевой личностью («Валерик.»). Eгo трагедия — это судьба мыслящей личности в условиях современной ему российской действительности («Прощай, немытая Россия…», «Дума».) и др.).

Также, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1840) поэт называет Россию «страной рабов, страной господ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником, которого никто не понимает («Никто моим словам не внемлет… я один»). Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строках безысходности.

Почему же поэту одиноко? Современники Лермонтова пишут о сложности его характера, о меткости и въедливость его шуток, о его бурная светская жизнь.

Казалось бы, у него было все: богатство, положение в обществе, репутация, друзья, женщины, успех. Но именно поэтому Лермонтов хорошо знал истинное лицо светского общества — недоброжелательное, лицемерное, часто жестоко. О бездуховности общества, маскараднисть высшего света его стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Этой толпе ему хочется дерзко бросить в глаза «железный стих, облитый горечью и злостью!..» Лермонтов был человеком талантливым во многих областях. Благодаря поэтическому дару, как и большинство поэтов, считал себя человеком, избранным судьбой. Мотивы избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами великих людей звучат во многих стихотворениях, написанных в разные годы:

В стихотворении «Пророк» (1841) поэт говорит, что «вечный судия дал ему и всеведение пророка», т.е. поэтический дар, и с тех пор он, гонимый всеми, обречен жить в одиночестве. Действительно, «нет пророка в своем отечестве», и только после смерти Лермонтова русская литература осознала, что потеряла.

Поколение Лермонтова жило в эпоху, которую принято называть безвременья: после поражения восстания декабристов и расправы над его участниками начались гонения на малейшее проявление свободомыслия. Мыслящие молодые люди, пораженные скептицизмом и безверием, не действовали «под бременем познанья и сомненья» и преждевременно «старились». Поэт размышляет о судьбе своего поколения, с сожалением пишет о том, что оно не оставит после себя ни малейшего заметного следа в истории, считает, что его будущее «иль пусто, иль темно» («Дума», 1838).

Не видя будущего, Лермонтов обращает свой взор к отечественной истории. В образах прошлого он ищет идеал и жизненную опору. Поэт восхищается героями сражения под Бородином в Отечественной войне 1812 года («Бородино»).

Лермонтов обращается к природе как к одухотворенной красоте, как к источнику духовных сил и душевного спокойствия. Об этом стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (1837). Но в образах природы поэт часто передает трагизм жизни («Тучи»), тончайшие движения человеческой души («На севере диком») и философские рассуждения («Выхожу один я на дорогу»). Поэт восхищается не только русской природой, но и природой Кавказа, он полюбил с детства, когда бабушка привозила его на лечение («Кавказ», «Дары Терека»).

Но даже в стихах о любви всегда есть незабываемая Лермонтовская ирония и Лермонтовская грусть.

реализм романтизм лермонтов поэт

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Или:

Что ж делать?.. Речью неискусной

Занять ваш ум мне не дано…

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно…

2. Характерные черты в творчестве

. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.

. Лирический герой становится организующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единством, единством жизнепонимания. Психологизм.

. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгармонии. Романтическое двоемирие.

. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная и не исчезающая внутренняя активность.

. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдающий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»).

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем):

. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермонтовской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («… некому руку подать…»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «света» («Как часто, пестрою толпою окружен…»), он оказывается лишним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгнания и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютности (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобляются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мотивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.

. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», нерассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Тема поэта. Лермонтов исследует, прежде всего, ситуацию отношений поэта и общества.

. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, напротив, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.

Примеры:

Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Прощай, немытая Россия…». Дума. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). «Как часто пестрою толпою окружен…». «И скучно и грустно…». «Есть речи — значенье…». «Воздушный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Утес. «Выхожу один я на дорогу…». Пророк.

Нарастание реализма затронуло все жанры творчества Лермонтова в целом. Особенно ярко это литературное направление проявилось в «гepoe нашего времени». В поздних произведениях поэта произошло, по мнению литературоведа А.И. Журавлевой, соединение черт paннeгo реализма и зрелого романтизма в органическое единство.

Творческий путь Лермонтова длится чуть более десяти лет. Но за это время он успел сказать неповторимое слово в русской поэзии….

Источники

1.Мотив пустыни в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

.Гуревич П.С. Людина и культура М.: «Дрофа», 2008 р

.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 2008. — 344 с.

.Культурологія / За ред. О.М. Марковой М., 2009 р.

.Лермонтов, М.Ю. Лирика [Текст] / М.Ю. Лермонтов. — М.: Просвещение, 2008

.Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Е. Марьина и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2007.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

815

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке