Началом этапа становления отечественной военной метрологии принято считать приказ начальника тыла Красной Армии № 85 от 26.04.44, которым было введено в действие Положение об инспекциях по надзору за весоизмерительными приборами. Первая Инспекция по надзору за весоизмерительными приборами в составе трех человек подчинилась Главному интенданту Красной Армии и стала, по существу, первой военной метрологической организацией.
Значительна роль военной метрологии и в решении задач оперативного обеспечения войск. Составляющие оперативного обеспечения — топография, метрология, навигация, радиоэлектронная борьба, экология, радиационная разведка и другие основываются на измерениях физических величин. Измерения лежат в основе эффективного использования образцов ВВТ. Современные образцы ВВТ создаются на грани потенциальной реализуемости физических явлений, эффектов, процессов. Их тактико-технические характеристики определяются качеством метрологического обеспечения, состоянием и применением военных и рабочих эталонов, аттестацией методик выполнения измерений, метрологическими испытаниями и метрологическим обслуживанием.
Для эффективного решения задач метрологического обеспечения сферы обороны и безопасности Госстандартом России и МО РФ с участием других заинтересованных федеральных органов (ФСБ, ФПС, МЧС и др.) в 1996-1997 гг. проведен комплекс мероприятий по созданию единой системы обеспечения единства и точности измерений в интересах всех силовых структур (далее — Система).
Основными задачами обеспечения единства и точности измерений в сфере обороны и безопасности, решаемыми Системой в общих интересах, являются:
- разработка и осуществление согласованной научно-технической политики по обеспечению единства измерений;
- испытания и утверждение типа СИ военного назначения;
- поверка и ремонт СИ военного назначения;
- аккредитация метрологических воинских частей и подразделений на право поверки СИ военного назначения;
- аккредитация измерительных (полигонных, радиационного контроля, аналитических и др.) лабораторий по уровню точности измерений;
- лицензирование деятельности организаций и воинских частей по изготовлению, ремонту и реализации (продаже и прокату) СИ военного назначения;
- аттестация физических лиц в качестве поверителей СИ военного назначения; аттестация методик выполнения измерений;
- организация метрологического надзора.
Система создана организационным путем без дополнительных затрат и характеризуется высокой военно-технической и экономической эффективностью.
Современный этап реформирования и развития Вооруженных Сил РФ, тенденции развития вооружений и военной техники и способов их применения аккумклируются в Концепции метрологического обеспечения Вооруженных Сил, сферы обороны и безопасности страны.
К приоритетным направлениям развития метрологического обеспечения Вооруженных Сил РФ в период их реформирования следует отнести:
— оптимизацию системы обеспечения единства и точности измерений на основе требований автономности (малой зависимости от Государственной метрологической службы),
— оперативность (своевременность и минимальная продолжительность метрологических работ),
— мобильность (передачи размеров единиц величин преимущественно на выезде, мобильными комплексами), живучести (способности эффективно решать задачи в военное время.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— централизацию управления метрологическим обеспечением в Вооруженных Силах и на территориях. В ближайшие годы предстоит большая организационная работа по созданию экономичной, автономно действующей и оперативной системы поверки и восстановления военной измерительной техники.
— создание автоматизированных реестров и банков данных аккредитации и лицензирования метрологических воинских частей и подразделений, автоматизированных рабочих мест должностных лиц Метрологической службы Вооруженных Сил, интегрирование их в единую сеть управления начальника вооружения Вооруженных Сил РФ.
— совершенствование управления развитием парка СИ военного назначения с использованием программно-целевых методов, системы испытаний СИ для целей утверждения типа, каталогов и ограничительных перечней СИ
— поддержание и развитие в соответствии с потребностями Вооруженных сил РФ военных и рабочих эталонов; модернизацию и восстановление ресурса существующих военных и рабочих эталонов с продлением сроков их эксплуатации, переход к обслуживанию эталонов по действительному состоянию
— разработку и проведение единой научно-технической политики по развитию военной измерительной техники, обеспечивающей сокращение ее номенклатуры и комплексную унификацию, модульное построение различных средств измерений с использованием базовых моделей и унифицированных рядов измерительных и функциональных модулей, аппаратных интерфейсов и средств вычислительной техники;
— окончательное формирование и оптимизацию системы ремонта военной измерительной техники с организацией ее капитального, среднего и текущего ремонта — в центральной и территориальных системах ремонта ВВТ, текущего ремонта рабочих средств измерений и среднего ремонта эталонов — в метрологических воинских частях центрального, регионального и видового звена, капитального ремонта эталонов — на предприятиях и в организациях Госстандарта России и промышленности;
— завершение создания нормативно-методических основ метрологического обеспечения Вооруженных Сил, гармонизированных с документами Российской системы измерений и системы технического обеспечения Вооруженных Сил; построение документов по трехуровневой схеме:
1) правовые и нормативные документы Российской Федерации и Министерства обороны РФ (законы, постановления Правительства РФ, государственные стандарты, нормы и правила, приказы МО РФ, руководства и положения);
2) нормативные документы начальника Метрологической службы Вооруженных сил РФ (правила, инструкции);
3) методические документы ГНИИИ МО РФ, нормативные и методические документы метрологических служб в структуре Вооруженных Сил РФ;
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— совершенствование системы подготовки кадров военных метрологов, увязанное с реформированием общей системы военного образования в Вооруженных Силах РФ;
— реализацию основных элементов единой системы метрологического обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов сферы обороны и безопасности РФ.
В результате совершенствования системы метрологического обеспечения Вооруженных Сил предполагается сократить общее количество метрологических воинских частей и подразделений, повысить оперативность метрологических работ, уменьшить затраты на транспортировку обслуживаемых СИ военного назначения и успешно решить в конечном итоге задачи метрологического обеспечения Вооруженных Сил РФ в сложных условиях их реформирования.
Стратегия обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности государства до 2015 года.
Целями обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности являются:
- достижение требуемого качества, эффективности и боеготовности вооружения, военной и специальной техники, их безаварийной эксплуатации;
- поддержание здоровья и боеспособности личного состава;
- повышение эффективности НИОКР, процессов создания, испытаний и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;
- достижение необходимой достоверности принятия решений по результатам измерений с гарантированной точностью при оценке соответствия вооружения, военной и специальной техники и управлении процессами их создания и эксплуатации;
- экономия всех видов ресурсов;
- обеспечение безопасности работ и охраны окружающей среды.
К основным особенностям обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности относятся:
— закрытый характер работ, ТТХ вооружения, военной и специальной техники, наименований и мест дислокации организаций;
— специальные требования к живучести (надежности и стойкости к внешним воздействиям), мобильности, автономности, оперативности и готовности к действию метрологических средств и организационных структур;
— необходимость совмещения поверки и восстановления средств измерений военного значения;
— необходимость поверки средств измерений военного назначения, входящих в состав вооружения, военной и специальной техники, без демонтажа непосредственно в местах их эксплуатации;
— создание по решению Правительства Российской Федерации межведомственной унифицированной (сопряженной) системы технического обеспечения силовых структур, в состав которой самостоятельной частью входит метрологическое обеспечение;
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— планирование и осуществление мероприятий по метрологическому обеспечению в составе технического обеспечения войск (сил);
— наличие значительного числа специальных эталонов и средств измерений военного назначения.
Обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности при выполнении государственного оборонного заказа осуществляется с применением тех же форм государственного регулирования, что и при обеспечении единства измерений в гражданских сферах. Техническую базу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности образуют военные эталоны Минобороны России, эталоны переносчики и их мобильные комплексы, подвижные метрологические комплексы (подвижные лаборатории измерительной техники) и рабочие эталоны метрологических воинских частей и подразделений.
Анализ состояния обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности и при выполнении государственного оборонного заказа показал:
1. В конце 70-х начале 80-х годов прошлого столетия была сформирована система обеспечения единства измерений, отвечающая требованиям войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники и успешно обеспечивающая единство и требуемую точность измерений в области обороны и безопасности СССР. Созданная эталонная база Минобороны России в количестве 45 военных эталонов находилась на уровне лучших зарубежных аналогов.
Со временем большинство эталонов в её составе устарели, выработали установленный ресурс и эксплуатируются 20 и более лет, имеют низкую надёжность и ремонтопригодность, ручное управление, не в полной мере отвечают потребностям в обеспечении единства измерений Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и требуют модернизации или замены эталонами 2 поколения. Такие работы в настоящее время в соответствии с Государственной программой вооружений ведутся и должны завершиться к 2015 году.
2. Одновременно планируется разработка, создаются и принимаются на вооружение ряд специальных военных эталонов по новой номенклатуре единиц величин, расширяющих возможности эталонной базы Минобороны России по обеспечению единства измерений в интересах высокоточного оружия, средств навигационного, топогеодезического и метеорологического обеспечения, оптических и радиотехнических систем наведения, гидроакустики и гидрофизических полей кораблей, решения других проблем заметности и скрытности отечественных вооружения, военной и специальной техники и надёжности обнаружения военной техники противника, электромагнитной совместимости и радиоэлектронной борьбы, цифровых систем связи и управления. Всего к 2015 году планируется создать и принять на вооружение 19 наименований новых специальных военных эталонов.
3. С учетом планируемых работ по совершенствованию эталонной базы Минобороны России требуется развитие соответствующей инфраструктуры, в том числе – в части специальных помещений для размещения военных эталонов и личного состава для их исследований и применения.
4. Большинство находящихся на эксплуатации в метрологических воинских частях и подразделениях Метрологической службы Вооружённых Сил Российской Федерации и поверочных органов метрологических служб сферы обороны и безопасности рабочих эталонов имеют более чем 20-летний срок службы, выработали установленный ресурс, характеризуются низким уровнем автоматизации, ручным управлением и недостаточной надёжностью, требуют значительных затрат на поддержание в исправном состоянии и восстановление. Отсутствуют рабочие эталоны, необходимые для обеспечения единства измерений в области высокоточного оружия и других новых военных технологий.
Укомплектованность войск (сил) устаревшими подвижными лабораториями измерительной техники и их применение обеспечивают не более 40 % от требуемого объёма поверки средств измерений военного назначения в местах их эксплуатации.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В период до 2015 года требуется полное переоснащение метрологических воинских частей и подразделений и поверочных органов новым поколением рабочих эталонов, автоматизированных рабочих мест поверителей и мобильных метрологических комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники), соответствующих требованиям к обеспечению единства измерений современного вооружения, военной и специальной техники.
5. Организационную основу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности составляет Метрологическая служба Вооружённых Сил Российской Федерации и находящееся в её ведении ФГУ «32 ГНИИИ Минобороны России». Функционально определенное Государственным научным метрологическим центром для сферы обороны и безопасности, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности, метрологические воинские части и подразделения и другие поверочные органы метрологических служб сферы обороны и безопасности, которые, в основном, соответствуют решаемым задачам. Их развитие определяется планами и руководящими документами силовых министерств и ведомств.
6. Созданная в 1997 году по инициативе Минобороны России и Госстандарта России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности подсистема по обеспечению единства и требуемой точности измерений в сфере обороны и безопасности позволила без дополнительных затрат путём комплексного использования метрологических потенциалов ее участников, организации их эффективного взаимодействия и координации успешно решать задачи обеспечения единства измерений в силовом блоке. Была выполнена большая работа по формированию и аккредитации соответствующих метрологических служб. В то же время обеспечение единства измерений в организациях оборонного промышленного комплекса при выполнении государственного оборонного заказа вызывает ряд трудностей по следующим причинам:
- значительно ослаблен потенциал (по численности специалистов и технической оснащённости) метрологических служб, отсутствует их ведомственная и межведомственная координация, только 30% метрологических служб аккредитовано на право поверки средств измерений;
- недостаточна роль Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности при координации и нормативно-правовом регулировании обеспечения единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа;
- повышение качества вооружения, военной и специальной техники тормозится невозможностью (по причине устаревшей нормативной правовой базы) комплексного использования метрологических потенциалов заказчиков и изготовителей оборонной продукции;
- отсутствуют метрологические службы во многих федеральных органах исполнительной власти, необходимые для организации и координации метрологической деятельности в подведомственных организациях;
- не решена проблема обеспечения единства измерений при применении многочисленных нестандартизованных средств измерений в процессах разработки и производства оборонной продукции.
Такое положение может привести к снижению качества производимых вооружений и военной техники, а также негативно сказаться на боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации и на конкурентоспособности российского вооружения и военной техники, реализуемых на мировом рынке.
Таким образом, к настоящему времени в области обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности возник дисбаланс между возрастающими потребностями в обеспечении единства, требуемых точности, полноты, своевременности, оперативности измерений и достоверности контроля параметров и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники и существующим состоянием технической базы, организационных и нормативных основ обеспечения единства измерений. Быстрый рост требований к точности измерений, их динамическим и частотным диапазонам, связанный с созданием и использованием высокоточного оружия, систем его навигационно-временного, топогеодезического, метеорологического обеспечения, цифровых систем связи и боевого управления, решением проблем заметности и скрытности современных вооружений, внедрением нанотехнологий военного назначения, не соответствует существующим темпам развития системы обеспечения измерений и переоснащения войск средствами метрологического обеспечения.
Концепция адаптации системы обслуживания и ремонта вооружений и военной техники к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации
Система технического обслуживания и ремонта вооружений и военной техники концептуально не соответствует Новому облику Вооруженных Сил
Российской Федерации и не может обеспечить решения стоящих перед ней задач.
Действующая система технического обслуживания и ремонта ВВТ, базирующаяся на несоответствующей времени нормативно-технической документации, не адаптирована к:
— конкурсным механизмам размещения заказов на техническое обслуживание и ремонт;
— функционированию оборонно-промышленного комплекса в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности;
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— резкому сокращению количества личного состава, который может быть привлечен к проведению работ, и снижению уровня его квалификации;
— потребности в полномасштабном участии предприятий промышленности в
сервисном обслуживании и ремонте как новых ВВТ (в силу их сложности), так и старых ВВТ (в силу их изношенности).
Последняя системная попытка привести нормативно-техническую документацию в соответствие с реальными задачами и возможностями предпринималась в 1996-1999 годах. Она завершилась выпуском ряда приказов Министра обороны Российской Федерации (далее — Министра обороны), несколько снизивших требования к проведению ремонтных мероприятий (ремонт по техническому состоянию и регламентированное техническое обслуживание с ремонтом по техническому состоянию), но оставила неизменным планово-предупредительный подход к системе обслуживания и ремонта ВВТ.
На начальном этапе создания новой системы технического обслуживания и ремонта ВВТ, соответствующей Новому облику Вооруженных Сил, крайне необходимо провести комплекс мероприятий по уточнению и внесению изменений в имеющуюся документацию (не исключая разработку новой).
Новая система технического обслуживания и ремонта ВВТ должна коренным образом изменить систему взаимоотношений предприятий-поставщиков ВВТ (предприятий ОПК), и субъектов её эксплуатирующих (воинские части, инозаказчики и др.). Возложить обязательства на предприятия-поставщики и ремзаводы, с повышением их ответственности за поддержание изделий ВВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению, а в части правильной эксплуатации и боевого применения — повышением ответственности субъектов, эксплуатирующих военную технику.
При этом разделение ответственности в рыночных условиях может быть установлено только на возмездной основе и предусматривать гарантийные обязательства, как предприятий-поставщиков ВВТ, так и ремонтных предприятий на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации ВВТ, вплоть до ее списания и утилизации.
Подразумевается, что закрепление за эксплуатирующими военную технику субъектами ответственности только в части сохранности, правильной эксплуатации и боевого применения, предусматривает наличие оперативной возможности устранения неисправностей и поддержания изделий ВВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению силами предприятий-поставщиков и (или) ремонтных предприятий.
Ответственность за поддержание изделий ВВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению базируется на проведении всего комплекса мероприятий по сервисному обслуживанию и ремонту, включая, но не ограничиваясь, диагностику причин возникновения неисправностей, востребование необходимых узлов и агрегатов для восполнения ЗИП в случае его использования для текущего ремонта, оказание помощи для безаварийной эксплуатации ВВТ.
Такая форма взаимодействия с предприятиями-поставщиками и ремонтнымипредприятиями может быть реализована в виде включения в государственный оборонный заказ услуг по проведению постоянного мониторинга технического состояния ВВТ, ее сервисного обслуживания и устранения возникающих неисправностей. В настоящее время данный подход реализован в РВСН и, отчасти, в ВВС и ВМФ.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Основным субъектом, обеспечивающим выполнение работ по техническомуобслуживанию и ремонту, должен быть ОАО «Оборонсервис» (ОАО «Авиаремонт»), предприятия которого будут осуществлять периодический (по согласованному с Минобороны плану) мониторинг технического состояния ВВТ с последующим сервисным обслуживанием и осуществлением текущего ремонта выездными бригадами (группами).
Указанные мероприятия должны реализовываться на договорной основе с четким разграничением функций и ответственности каждого участника (субъекта) проведения сервисного обслуживания и ремонта ВВТ.