Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Становление характера Ивана Грозного»

В такой вот обстановке интриг, междуусобиц и распрей рос будущий царь всея Руси Иван VI, оставшийся в 3 года без отца и в неполных 7 лет без матери. Таким образом с самого раннего детства Иван попал в жуткую атмосферу жестокости, непрекращающихся интриг, смертельной борьбы за власть.

Написание доклада за 4 часа

Борьба вокруг престола, бесконечные заговоры, жестокость не могли не оставить след в душе рано осиротевшего ребенка, который был от природы очень впечатлительным, уязвимым, ранимым и беззащитным. Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли он не получил должного воспитания, которое усовершенствовало бы в нем дары природы.

Рано лишенный отца и матери, не имевший доброго наставника, отданный на волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным властолюбием, Иван рос по его собственному выражению “в небрежении”.

Бояре мало заботились о воспитании Ивана и его брата: занятые своими делами они содержали братьев в унижительной для князей бедности. Дети терпели порой нужду даже в одежде и пище.

В присутствии Ивана, бояре беззастенчиво оскорбляли память родителей, на что он очень болезненно реагировал, не обращали внимания на его пожелания и просьбы; случалось, чуть ли не у него на глазах убивали его друзей и покровителей, принадлежавших к другому лагерю. С.М.Соловьев писал: “Окруженный людьми, которые не обращали на него внимания, оскорбляли его, в своих борьбах не щадили друг друга, позволяли себе в его глазах насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизнь человека”.

Подобное детство могло искалечить психику любого ребенка, и Иван IV не стал исключением, в нем развились чувства одиночества, досады и беспомощности.

Несмотря на перечисленные выше малопривлекательные черты характера, Иван IV отличался наблюдательностью, имел великолепную память, гибкий наследственный ум, обладал незаурядными способностями.

Рано повзрослев, он пристрастился к чтению, получив таким образом отличное образование по тем временам. Он много и охотно читал. По обычаю Древней Руси, учась грамоте по псалтирю и часослову, Иван не скользил по ним бессмысленно глазами, как  скользила вся учившаяся тогда молодежь, он останавливался там, где книги говорили о царской власти, он вникал, вчитывался, перечитывая это место, запоминая их.

В 1542 году, когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг советников, называемый “избранной радой”. Воздействие этих лиц обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.

Прочитав практически все, что только можно было найти в библиотеках Великого князя, Иван IV познакомился со священной историей, историей церкви, Древного Рима, русскими летописями. Так же юный князь умел и очень любил играть в шахматы, сам сочинял “стихиры” (церковные песнопения) и музыку.

Способный и впечатлительный от природы, Иван скоро усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей. Он сумел впитать значительный политический капитал из массы прочитанных книг, и впоследствии в 1551г. на соборе “Стоглава” он явил собой “ритора в словесной премудрости”. “…во всех своих выступлениях перед духовенством и боярами молодой царь обнаруживал начитанность и умственную развитость: для своего времени это был образованнейший человек”. /С.Ф.Платонов/.

Таково было “воспитание” Ивана: его ублажали на столько, чтобы вызвать желание привязанности, потребность в близком человеке; его на столько обижали, чтобы испортить его сердце и дать живо почувствовать отсутствие такого близкого человека; а более всего им пренебрегали. В результате к 17-ти годам появилась преждевременная зрелость, сопровождающаяся постоянным недовольством, мелочной, нервной раздражительностью, вспышками гнева. Рожденный для престола, он вынес из детства жгучее желание мести своим обидчикам.

Таким образом Иван IV умный и образованный человек своего времени был одновременно, из-за отсутствия должного и своевременного воспитания очень порочным и жестоким. Но бывая жестоким царь порою не осознавал своей жестокости, так как само время  было очень жестоким и даже в цивилизованной Европе тогда проливалось куда больше крови, чем на Руси в правление Ивана Грозного.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

237

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке