Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Свободное воспитание Александра Нейла -сторонника освобождения детей, основателя школы Саммерхилл»

Нейл Александр Сазерленд (1883-1973) — шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. Родился 17 октября 1883 г. в Шотландии в семье школьного учителя. Сначала помогал отцу, затем, после окончания Эдинбургского университета (1912), начал работать школьным преподавателем. В это время он начал разочаровываться в традиционных методах воспитания, описывая свои взгляды как «достаточно ницшеанские для того, чтобы протестовать против того, что детей учат быть кроткими и скромными».

Сам он стремился к тому, чтобы «формировать умы (детей) таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново».

В 1917 г. он посетил экспериментальную трудовую колонию для малолетних нарушителей.

Там он увидел вживую, как работают принципы самоорганизованного управления в коллективе и познакомился с руководителем коллектива — Гомером Лэйном. Лэйн также считал, что для ребенка важнее эмоциональное благополучие нежели академическое образование. Это же чувство Нейл позже сформулировал в своей книге «Саммерхилл. Воспитание свободой»:

«Я предпочту чтоб школы выпускали счастливых дворников, чем невротиков-ученых».

В обыкновенной школе Нейла возмущала сама идея «главное – знания»; он говорил о том, что заурядная школа не обращает внимания на самое главное: все на свете греческие языки, математики и истории не помогут сделать семью более любящей, детей – свободными от подавления, а родителей – свободными от неврозов.

Нейл считал, что приоритетом в образовании и воспитании должно быть поддержание в ребенке ощущения счастья, и что это ощущение вырастает из чувства личной свободы. Он полагал, что лишение ребенка личной свободы в детстве является причиной возникновения последующего ощущения несчастности человека во взрослой жизни, которое в свою очередь вызывает различные психические расстройства. В те годы эта идея казалась крамольной, хотя теперь считается почти общепринятой.

Школа Саммерхилл получила свое название в 1924 году, хотя фактически она появилась тремя годами ранее. Школа была вынуждена часто менять свое расположение, в частности из-за нетрадиционного подхода к воспитанию, чем были недовольны местные власти.

Нейл организовал собственную школу Саммерхилл — Летний холм (сначала в 1921 г. в окрестностях Дрездена в Германии, затем перебравшись в Англию), в которой присутствие детей на занятиях было добровольным. Кроме того, школа была основана на демократических принципах, — дети могли обсуждать и принимать голосованием школьные правила, причем у школьников и преподавателей были равные права при голосовании.

Опыт школы Саммерхилл показал, что освобожденные от принуждения традиционной школы, ученики позитивно реагируют на процесс обучения благодаря собственной положительной мотивации. По мнению Нейла, выпускники Саммерхилла имели гораздо больше здорового скептицизма по отношению к взрослому миру по выходу из школы, чем их более конформистски-воспитанные сверстники из обычных школ.

Нейл преподавал в школе алгебру, геометрию, а также учил детей работе с металлом. Сам он при этом часто говорил, что гораздо больше восхищается умелыми ремесленниками, чем людьми, достигнувшими успехов на исключительно интеллектуальном поприще. Хотя посещение уроков было добровольным, сами уроки в школе велись довольно строго.

Кроме этого Нейл проводил с учениками так называемые «личные уроки» (фактически сеансы психотерапии), на которых обсуждались личностные проблемы детей. В последствии он отказался от них, ссылаясь на то, что даже те из учеников, кто не проходил такой психотерапии, тем не менее успешно избавлялись от «преступного» поведения за счет того, что в школе царила атмосфера свободы.

В школе Нейла ребенок был полностью свободен не только в выборе того, что он хотел  изучать, но вообще в том, ходить ему на занятия или нет.

Игра — вот ее главный образовательный и воспитательный принцип.

«Возможно самое большое открытие, которое мы сделали в Саммерхилле, — ребенок рождается искренним существом. Мы решили у себя в школе предоставить детей самим себе, чтобы узнать, каковы они на самом деле, — это единственно возможный способ обращения с детьми. Новаторская школа будущего должна будет двигаться именно таким путем, если захочет внести свой вклад в знание о детях и, что гораздо важнее, в счастье детей. …Я не стану агитировать за предоставление свободы детям. Полчаса проведенные со свободным ребенком, убеждают лучше, чем целая книга аргументов».

Нейл беспощадно увольнял учителей, которые, по его  мнению, своими авторитарными действиями принуждали детей к учебе, нанося им психологические травмы и нарушая природную гармонию развития человека. Он считал, что идеальный педагог должен стать «членом группы» детей, и сам демонстрировал исключительное умение находиться среди них, оказывать влияние на их поведение силой своей личности.

Жизнь созданной Нейлом школы на протяжении четырех десятилетий ее существования была проникнута духом свободного творчества и самоуправления. Нил отказался от обязательных учебных программ, форм и методов занятий, стремился к созданию климата эмоционального комфорта, и выпускники школы демонстрировали очень высокий уровень духовного развития и психической устойчивости. Будучи человеком верующим, Нейл в то же время выступал против догматического религиозно-нравственного воспитания. Он сумел организовать жизнь школьного коллектива, взаимоотношения между его членами на принципах христианской морали, естественным образом сделав их достоянием своих питомцев.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Игру Нейл рассматривает как особую форму жизни детей, содействующую их самоактуализации и социализации.

Отводя игре функцию подготовки ребенка к жизни, Нейл отказывался от систематической организации и управления игрой со стороны взрослых. Для отечественной педагогики и школы сохраняют свое значение идеи Нейла о том, что дети, выросшие в условиях свободы и много игравшие, не просто следуют потребностям детской природы, а развивают свои физические и нравственные способности, используя свои потенциальные возможности и познавая окружающий мир во всех его красках и проявлениях.

Ручной труд как средство развития ребенка не использовался в Саммерхилле систематически, поскольку Нейл считал, что трудовая деятельность может иметь воспитательный эффект лишь при условии свободы выбора и опоры на интересы ребенка.

Именно эта идея Нейла может лежать в основе определения перспектив использования опыта организации трудового воспитания в школе Саммерхилл в отечественной школе.

Художественно-творческая деятельность — к которой широко обращались в Саммерхилле, также способствовала развитию творческих сил ребенка и его самореализации.

Вводя в общую структуру воспитания театр, музыка, танец, стихотворчество, рисование, лепку, Нейл отталкивался от идеи о том, что творчество является одной из высших форм гуманизации личности и актуализации ее творческого потенциала. В способности ребенка к художественному творчеству Нейл видел незаменимый, документально достоверный показатель успешного психологического развития ребенка.

За время работы в школе Нейл написал несколько десятков книг, публиковавшихся начиная с 1916 г. и вплоть до его смерти. Наибольшую известность приобрела его книга «Саммерхилл: радикальный подход к обучению детей» ((1960). Кроме того Нейл написал книгу воспоминаний «Нилл, Нилл, апельсиновая корка!» (1973), а также был автором юмористических книг для детей.

Наибольшее влияние на Нейла оказали идеи британского педагога Гомера Лейна , а также радикального психоаналитика Вильгельма Райха, с которым Нейл долгие годы состоял в переписке. Сотрудничал с Нейлом и известный британский ученый, философ, либертарный педагог и социалист Бертран Расселл, создавший собственную школу в Бикон Хилл. Идеи Нейла, в свою очередь, оказали большое влияние на педагогов во всем мире, в частности на американца Джона Холта и движение «обесшколивания» .

Нейл был дважды женат. Его вторая жена Эна Вуд Нейл на протяжении нескольких десятилетий работала вместе с ним в Саммерхилле, а после его смерти (23 сентября 1973 г.) стала директором школы. Затем Саммерхилл возглавила их дочь Зоя Редхед. Школа Саммерхилл существует и по сей день.

Александр Нейл был одним из наиболее ярких и интересных представителей свободного воспитания — течения в педагогике, оформившегося на Западе и в России к началу XX столетия.

Среди сущностных характеристик свободного воспитания, которые разделяет Нейл, мы выделяем следующие:

  • отказ от отношения к каждому ребенку с шаблонной меркой;
  • вера в творческие силы ребенка и его стремление к саморазвитию;
  • убеждение в том, что в основе полноценного развития личности лежит накопление ее собственного опыта, на базе которого осуществляется становление ее человеческих качеств и свойств;
  • отказ от любого принуждения и насилия по отношению к ребенку;
  • ставка на внутреннюю активность ребенка, исключающую авторитарную позицию воспитателя в педагогическом процессе;
  • резкая критика педагогического традиционализма за авторитаризм и насилие над природой ребенка.

Концепция свободного воспитания А. Нейла содержит ряд особенных характеристик, а именно:

  • признание того, что только в условиях свободы возможно правильное развитие ребенка, раскрытие его неповторимости и своеобразия, освобождение его от агрессии и самых различных комплексов;
  • вера в способность ребенка к саморегуляции;
  • признание свободоспособности ребенка целью воспитания;
  • освобождение ребенка от необходимости делать то, чего ему не дано от природы, и  чего не требует его собственная природа;
  • рассмотрение ребенка субъектом воспитания себя;
  • организация учебно-воспитательного процесса как  процесса создания условий для развития прирожденных свойств ребенка, а также предоставления полной свободы  для его самореализации;
  • отказ от навязывания воли взрослых в получении ребенком знаний, ведущий к принятию свободы посещения занятий в школе;
  • предоставление ребенку свободы управлять своей собственной общественной жизнью посредством совместного нормотворчества.

Вся деятельность британского педагога строилась на основе следующих принципов:

  • принцип свободы(свобода жить собственной, а не навязанной кем-то, жизнью),
  • принцип саморегуляции (достижение ребенком жизненной устойчивости),
  • принцип педагогической поддержки(принятие ребенка таким, каков он есть, и постоянная готовность встать на его сторону),
  • принцип диалога(реализация участниками взаимодействия собственных свобод),
  • принцип гармонизации отношений личности и общества(развитие социального чувства на основе взаимопомощи, ответственности и личного достоинства).

Выявленные принципы никогда не выступали автономно и изолированно друг от друга, но только в тесной взаимосвязи, решая задачу самораскрытия и саморазвития уникальности каждого ребенка

Целевая установка школы Саммерхилл: обеспечение каждому ребенку счастья, условиями для которого являются свобода и любовь. Эта триада стала центром, основой основ педагогической теории А. Нейла.

Он считает важнейшим направлением воспитания в школе Саммерхилл формирование нравственности и развитие психической устойчивости детей.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного мы сделали вывод, что сущность концепции свободного воспитания Александра Нейла заключается в:

  • предоставлении детям свободы эмоционального развития;
  • права самостоятельной организации своей жизни;
  • возможности естественного развития;
  • обеспечение счастливого детства посредством устранения страха и давления со стороны взрослых.

Эти положения позволяют определить следующие рекомендации по использованию концепции свободного воспитания Александра Нейла в воспитательной практике современных школ:

1. Свободу ребенка необходимо рассматривать, прежде всего, как возможность выражения его потребностей и интересов, которые включают потребности в общении и самоутверждении, проверке своих сил и творческой деятельности.

Только это ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает человеку чувство свободы.

2. Свобода не означает анархии и вседозволенности, она предполагает соотнесение своих  потребностей с интересами других людей, с их свободой. Поэтому необходимо довести до сознания ребенка необходимости реализовать свои потребности и творческую индивидуальность с учетом реальностей жизни, природы, в соответствии с нормами, принятыми в ребячьем обществе.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2109

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке