Поэтому логично, что постоянно идет процесс адаптации к фактической реальности уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления.
В настоящее время основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации — это Уголовный кодекс, который был принят 18 лет назад, в условиях иной экономической политики. Многие институты экономики тогда еще только зарождались или не существовали, поэтому преступления, на них посягающие, этим уголовным законом не были предвидены. А некоторые экономические институты, нашедшие отражение в Уголовном кодексе РФ, в современных условиях уже представляют собой крупные подотрасли или даже отрасли экономики со сформировавшимися эффективными механизмами защиты. Поэтому посягательства на них уже не представляет той общественной опасности, которая существовала в период их возникновения. Сохранение в неизменном виде уголовно-правовых норм, строго наказывающих за незаконные действия в отношении таких институтов, ведет к излишней репрессивности уголовного закона.
Отсюда следует, что российское уголовное законодательство в настоящее время, с одной стороны, имеет избыточную криминализацию деяний, а с иной — регулирует не весь спектр новых общественно опасных деяний в экономической сфере. Бесспорно, назрела необходимость преобразований.
Чтобы определить основные тенденции развития, следует указать особенности механизма воздействия экономики на право. Выделяют соответствующие факторы трех уровней.
К высшему уровню относятся фундаментальные процессы и явления экономики. Они подразделяются на два подуровня.
К первому подуровню относятся процессы и явления, относящиеся к основам экономической системы государства в целом. Без них невозможно нормальное функционирование любой экономики. К факторам этого уровня относятся, в первую очередь, отношения собственности.
Второй подуровень включает в себя процессы и явления, определяющие господствующий экономический строй. В числе значимых отметим такие категории, как форма собственности на средства производства (исключительно государственная или также частная), способ производства и распределения товаров и услуг (рыночный или командно-плановый), характер труда (обязательный или нет). Все эти элементы являются менее устойчивыми, чем элементы первого подуровня, и могут быть пересмотрены при смене экономической формации.
Экономические факторы второго уровня изменяют содержание правовых норм с учетом существующих экономических отношений. Процессы и явления данного уровня менее долгосрочны, чем относящиеся к первому уровню, и могут подвергнуться трансформациям с наступлением очередного этапа развития экономики.
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Современная рыночная экономика уже характеризуется относительной развитостью, о чем свидетельствуют появление таких секторов, как фондовый рынок и корпоративное управление. Этот путь был пройден за относительно малый период, в то время как история развития рыночных отношений в других странах насчитывает не одно столетие. Такие стремительные преобразования предопределили возникновение негативных последствий, в том числе отсутствие сформировавшихся механизмов эффективного использования коммерческой собственности, большей частью которой в настоящее время прямо или опосредованно владеет государство, в целом не достаточно высокий уровень правовой культуры субъектов предпринимательской деятельности. Эти явления и создали благоприятные условия для роста экономической преступности.
Переходя к экономическим факторам третьего уровня, обратим внимание на то, что правовая система страны определяется процессами и явлениями, характеризующими текущее краткосрочное состояние экономики — ее фазу. Известно, что рыночная экономика развивается неравномерно, циклически, фазу подъема сменяет фаза спада, и особенности каждой из них требуют неотложных экономических действий.
Из выше изложенного можно определить основные тенденции развития уголовного законодательства в части криминализации и декриминализации деяний.
Одно из главных тенденций — криминализация общественно опасных деяний, посягающих на новые институты отрасли и подотрасли экономики, возникшие на современном этапе ее развития, в частности в таких областях, как фондовый рынок (защита инвесторов и потенциальных инвесторов, оборот инсайдерской информации), корпоративное управление, антимонопольная политика, частная внешнеэкономическая деятельность с использованием компаний, зарегистрированных в регионах с низким уровнем «прозрачности» (офшорах).
В настоящее время назрела необходимость в обеспечении дополнительной защиты прав и законных интересов действующих и потенциальных инвесторов. Без решения этой задачи невозможно создание в России привлекательного инвестиционного климата.
Нарушает права и законные интересы инвесторов также вывод прибыли из компании. Для этого, как правило, используются подконтрольные через учредительство или управление посреднические компании, с которыми заключаются договоры о поставках сырья по заведомо завышенным ценам или приобретается готовая продукция по заниженным ценам. В результате часть средств, которая могла быть получена компанией в качестве прибыли, поступает к таким посредникам.
Действующий уголовный закон предусматривает ответственность нотариусов и аудиторов за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Оценщики же, которые в противоправных схемах играют не менее важную роль, по неизвестным причинам пока остались в стороне.
Все эти деяния основаны на обманных способах, существенно нарушают права и законные интересы инвесторов, поэтому необходима их криминализация. Еще одним направлением совершенствования механизма уголовно-правовой защиты добросовестных участников корпоративных отношений может стать внедрение в правовую систему Российской Федерации некоего аналога действующего во многих странах института уголовной ответственности юридических лиц.
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В условиях несовершенства российского законодательства добросовестные участники гражданского оборота практически не защищены от завладения их имуществом посредством использования фиктивных юридических лиц. В частности, даже после осуждения физического лица, использовавшего фиктивную компанию в целях вывода и отмывания активов потерпевшего, фиктивная компания, использованная в преступных целях, продолжает существовать. Она пользуется полноценной гражданско-правовой защитой наравне с организациями, обладающими надлежащей юридической личностью.
Анализ передовой мировой практики уголовно-правового регулирования противодействия указанному явлению показал, что одним из наиболее эффективных средств является уголовно-правовое воздействие в отношении фиктивных юридических лиц.
В России возможность введения этого института в уголовное законодательство серьезно обсуждается на протяжении последних десяти лет. Основная причина, по которой данная идея так и не была реализована, заключается в доктринальном несоответствии классической концепции уголовной ответственности юридических лиц принципам личной виновной ответственности (ст. 5, 19 УК РФ). Эти положения сформировались еще в советский период в условиях отсутствия преступности юридических лиц и запрета на осуществление предпринимательской деятельности для частных субъектов.
В качестве мер уголовно-правового воздействия могут быть предложены следующие:
а) предупреждение;
б) штраф;
в) лишение лицензии, квоты, преференций или льгот;
г) лишение права заниматься определенным видом деятельности;
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
д) запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации;
е) принудительная ликвидация.
Следовательно, представляется необходимым безотлагательно принять следующие меры:
а) дополнить УК РФ институтом уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, причастных к преступлению;
б) исключить из КоАП РФ статьи, предусматривающие ответственность юридических лиц за совершение различных видов преступлений.
Таким образом, можно сказать, что текущее уголовное законодательство требует доработок в сфере экономики.