На современном этапе знания о здоровьесбережении и развитии здоровья становятся все более приоритетными для каждого человека и общества в целом.
Условием для формирования здорового образа жизни в структуре подготовки специалиста среднего профессионального учреждения, на наш взгляд, является создание здоровьеформирующей воспитывающей среды, воздействующей на сознание учащихся. Ее стартовая площадка — развитие познавательного уровня здорового образа жизни, определяемого системой знаний воспитанника о механизмах сохранения, укрепления и формирования здоровья и его составляющих.
Целью воспитывающей среды, формирующей здоровый образ жизни, является развитие его познавательного, мотивационного, коммуникативного, волевого и эмоционально-ценностного уровней.
Механизмом, обеспечивающим возможности для выявления смысла ценностей здорового образа жизни, является особое воспитательное пространство, в котором наиболее эффективными станут беседы, лекции, тематические фотоэкспозиции, конференции, встречи со специалистами и интересными людьми, ведущими здоровый образ жизни. Выполняя информирующую функцию, названные формы одновременно воздействуют на эмоционально-смысловую сферу личности, способствуя познанию студентом собственных побуждений, интересов, мотивов и ценностей. Подкрепление полученного результата в ходе валеологического самоанализа, тренингов, дискуссий, проектной деятельности, других форм, создающих условия для обмена мыслями и взглядами, активизирует студентов, одновременно побуждая их к самосовершенствованию.
Сформированная мотивация к самосовершенствованию, по мнению ученых, усиливает волевые установки личности и ослабляет импульсивные влечения: курение, употребление алкоголя и другие привычки, не удовлетворяющие принципам здорового образа жизни. Воспитывающая среда помогает молодым людям включить принятые ценности здорового образа жизни в реальные условия социального взаимодействия.
Влияя на сознание личности студента и обеспечивая его самореализацию в здоровьеформирующей деятельности, воспитательное пространство стимулирует развитие самоорганизующих усилий студента. Эффективность решения данной задачи зависит от разнообразия используемых в воспитательном пространстве коллективных форм деятельности: спортивные соревнования, дни здоровья, экскурсии, волонтерское движение, молодежные клубы, акции. Перечисленные мероприятия предполагают установление различных видов коммуникативных отношений, определение моральной ответственности учащегося, повышают значение самоконтроля, способствуют развитию воли и стремления к преодолению трудностей в различных видах социального взаимодействия, связанных с проблемой сохранения здоровья.
Развитие волевых установок личности находится в тесной связи с мотивацией и эмоциями. Вместе с тем эмоционально-ценностный уровень освоения студентом ценностей здорового образа жизни имеет полное право быть рассмотренным как высший, соответствующий стадии самоактуализации в структуре развития сознания личности. Содержание деятельности носителя здорового образа жизни в этом случае характеризуется опорой на собственные силы, способностью к преодолению препятствий, наличием самостоятельного, независимого мнения по вопросам здорового образа жизни. Наиболее эффективными по силе воспитательного воздействия на сознание личности в стадии самоактуализации формами деятельности являются, на наш взгляд, молодежные акции милосердия и благотворительности в ситуации нравственно-эстетического выбора, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и т.д. Названные события, включенные в воспитательное пространство, иллюстрируют и конкретизируют проблему сохранения духовно-нравственного здоровья человека, активизируют его душевную работу, побуждая к сознательному освоению высших ценностей человеческой культуры.
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Приобщая воспитанников к ценностям здорового образа жизни, описанная воспитательная система формирует у них свои собственные стереотипы образа жизни, подпитываемые здоровьесохранными убеждениями.