Доклад на тему «Условия создания здоровьеформирующего воспитательного пространства»

Современная система образования определяет охрану и  укрепление здоровья обучающихся одним из важнейших приоритетов своего развития. В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов активной здоровьесберегающей жизненной позиции, подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

На современном этапе знания о здоровьесбережении и развитии здоровья становятся все более приоритетными для каждого человека и общества в целом.

Условием для формирования здорового образа жиз­ни в структуре подготовки специалиста среднего профессионального учреждения, на наш взгляд, является создание здоровьеформирующей воспитывающей среды, воздействующей на сознание учащихся. Ее стартовая площадка — развитие позна­вательного уровня здорового образа жизни, опреде­ляемого системой знаний воспитанника о механизмах сохранения, укрепления и формирования здоровья и его составляющих.

Целью воспитывающей среды, формирующей здо­ровый образ жизни, является развитие его познаватель­ного, мотивационного, коммуникативного, волевого и эмоционально-ценностного уровней.

Механизмом, обеспечивающим возможности для выявления смысла ценно­стей здорового образа жизни, яв­ляется особое воспитательное пространство, в  котором наиболее эффективными станут беседы, лекции, тематические фотоэкспозиции, конференции, встречи со специали­стами и интересными людьми, ведущими здоровый об­раз жизни. Выполняя информирующую функцию, названные формы одновременно воздействуют на эмо­ционально-смысловую сферу личности, способствуя по­знанию студентом собственных побуждений, интересов, мотивов и ценностей. Подкрепление полученного ре­зультата в ходе валеологического самоанализа, тренингов, дискуссий, проектной деятельности, других форм, создающих условия для обмена мыслями и взглядами, активизирует студентов, одновременно побуждая их к самосовершенствованию.

Сформированная мотивация к самосовершенство­ванию, по мнению ученых, усиливает волевые установки личности и ослабляет им­пульсивные влечения: курение, употребление алкого­ля и другие привычки, не удовлетворяющие принципам здорового образа жизни. Воспитывающая среда помо­гает молодым людям включить принятые ценности здо­рового образа жизни в реальные условия социального взаимодействия.

Влияя на сознание личности студен­та и обеспечивая его самореализацию в здоровьеформирующей деятельности, воспитательное пространство стимулирует развитие самоорганизующих усилий сту­дента. Эффективность решения данной задачи зависит от разнообразия используемых в воспитательном про­странстве коллективных форм деятельности: спортивные соревнования, дни здоровья, экскурсии, волонтерское движение, молодежные клубы, акции. Перечисленные мероприятия предпола­гают установление различных видов коммуникативных отношений, определение моральной ответственности учащегося, повышают значение самоконтроля, способ­ствуют развитию воли и стремления к преодолению трудностей в различных видах социального взаимодей­ствия, связанных с проблемой сохранения здоровья.

Развитие волевых установок личности находится в тесной связи с мотивацией и эмоциями. Вместе с тем эмоционально-ценностный уровень освоения студентом ценностей здорового образа жиз­ни имеет полное право быть рассмотренным как выс­ший, соответствующий стадии самоактуализации в структуре развития сознания личности. Содержание де­ятельности носителя здорового образа жизни в этом слу­чае характеризуется опорой на собственные силы, способностью к преодолению препятствий, наличием самостоятельного, независимого мнения по вопросам здорового образа жизни. Наиболее эффективными по силе воспитательного воздействия на сознание лично­сти в стадии самоактуализации формами деятельнос­ти являются, на наш взгляд, молодежные акции милосердия и благотворительности в ситуации нравст­венно-эстетического выбора, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локаль­ных войн и т.д. Названные события, включенные в вос­питательное пространство, иллюстрируют и конкретизируют проблему сохранения духовно-нрав­ственного здоровья человека, активизируют его душев­ную работу, побуждая к сознательному освоению высших ценностей человеческой культуры.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Приобщая воспитанников к ценностям здорово­го образа жизни, описанная воспитательная систе­ма формирует у них свои собственные стереотипы образа жизни, подпитываемые здоровьесохранными убеждениями.