The New Yorker (апрель 1998)
«Гергиев в качестве дирижёра-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю».
Boblinger Bote (июль 2000)
«Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского — это поразительное воплощение принципов ансамбля».
Guardian Weekly (27 июля — 2 августа 2000)
Родившийся в осетинской семье в Москве в 1953 году и выросший на Кавказе Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И. А. Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине и ещё студентом консерватории был приглашён в Кировский театр.
В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира. С ним хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные коллективы. Однако его главное стремление остаётся неизменным — превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве). Художественные достижения маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды. Он — народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы, с 1996 по 2000 и в 2002 году ему как лучшему дирижёру года присуждалась высшая театральная премия страны «Золотая маска», Гергиев получил приз Дмитрия Шостаковича и премию «Золотой софит» за лучшую дирижёрскую работу в 1997, 1998 и 2000 годах. За выдающиеся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула «Лучший дирижёр года» (Musical America — США, Independent, Evening Standart — Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году Валерий Гергиев был избран действительным членом Международной академии творчества. В том же году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении — орден Дружбы и орден св. Месропа Маштоца. В 2001 году маэстро был награждён Крестом I класса «За заслуги» Федеративной Республики Германии за активное содействие в области германо-российского культурного обмена и личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов. Гергиев также был удостоен высочайшей правительственной награды Италии — ордена «Почётный кавалер» («Ufficiale al Merito»). Такая награда вручается выдающимся гражданам страны, внёсшим особый вклад в благосостояние отечества в областях науки, экономики и культуры. Подобная честь оказывается иностранцам в исключительных случаях. 31 января 2002 года Владимир Путин вручил Валерию Гергиеву премию Президента России в области литературы и искусства.
В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, особенно произведений русской классики, что ставит маэстро особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля «Звёзды белых ночей» в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы «Семён Котко», а в 2000 году под его управлением прозвучала опера «Война и мир», ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.
Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое внимание в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий этого направления стала опера «Парсифаль» (1997), поставленная в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над вагнеровским «Кольцом нибелунга». В мае 2000 года состоялась премьера первой части цикла — оперы «Золото Рейна,,», в 2001 — «Валькирии». Вся тетралогия впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке и в последовательности частей, предусмотренной композитором. В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие прихода маэстро в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принёсшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённые Римскому-Корсакову и Прокофьеву, — фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, «Псковитянке» и «Садко», добавились «Легенда о невидимом граде Китеже», «Кащей бессмертный» и «Царская невеста», а также «Игрок» Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным «Обручению в монастыре», «Огненному ангелу» и «Войне и миру»). Другие оперы, включая «Руслана и Людмилу», «Князя Игоря», «Хованщину», обе версии «Бориса Годунова», «Пиковую даму», «Мазепу» и «Иоланту», входят в число самых значительных выпусков в серии Philips — Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди «Сила судьбы». «Спящая красавица» и «Ромео и Джульетта» записывались на ранней стадии этого сотрудничества. В 1998 году вышли в свет «Щелк,унчик» и «Жар-птица», а также «Прометей» Скрябина.
С оркестрами Мариинского театра, Венской филармонии, Роттердамской филармонии дирижёр записал произведения Бородина, Глинки, Мусоргского, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.
Статья в The New Yorker так определяет устремления и результаты плодотворной дейтельности маэстро: «Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее праздненство звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/