Природа явно обделила Мохандаса — до конца жизни он оставался невзрачным, маленьким и щуплым. Зато наградила его благородной душой, несгибаемой волей и какой-то обостренной до крайности совестью. Ему было 16 лет, когда умер его отец. И Ганди до конца жизни не отпускало чувство вины, что в момент перехода отца в мир иной он занимался любовью со своей женой. В 18 лет Мохандас дал обет больше никогда не притрагиваться к вину, женщинам и мясу. И уехал постигать юриспруденцию в Англию.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

За пределами родины

Величайший индийский политический деятель провел почти четверть века за пределами своей родины. Три года Ганди учился в Англии, а потом 21 год провел в Южной Африке, куда приехал в 1893 году в качестве юриста одной из мусульманских фирм. Именно в Южной Африке он впервые громко заявил о себе и о своей политической доктрине, которая заключалась в протестной форме пассивного сопротивления воинствующего ненасилия.

В 1907 году положение индусов в Южной Африке серьезно осложнилось. Власти планировали введение закона о регистрации, ставившего индусов в унизительное положение. Дело грозило бунтом, но Ганди сподвигнул индийскую общину на другой путь сопротивления — сатьяграху («упорство в истине») — ненасильственное неповиновение и саботаж. Известно, что большое влияние на его мировоззрение оказал Лев Толстой со своими идеями «непротивления злу насилием». Ганди даже состоял в переписке с русским писателем.

В январе 1908 под его руководством началась кампания митингов и забастовок. Обеспокоенные власти арестовали Мохандаса и отправили в тюрьму. Но не сломили его. После выхода из тюрьмы в 1909 году он продолжил политическую борьбу, создал новую общину «Ферма Толстого», и, в конце концов, добился отмены расистских законов, ограничивающих права индусов.

«Сатьяграха» дома

В 1915 году Ганди вернулся в Индию, где включился в борьбу за достижение независимости страны от британского колониального господства. Индийский писатель, Рабиндранат Тагор тогда впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» («Великая душа»). И хотя сам Ганди этого титула не принял, считая себя недостойным его, но народ решил иначе и стал называть его так.

К тому времени Индия уже два столетия пребывала под властью Англии. За это время она не раз поднималась на вооруженную борьбу против колонизаторов, достаточно вспомнить масштабное восстание сипаев в середине ХIХ столетия, но обрести независимость так и не смогла.

Но то, чего не смогли сделать винтовки сипаев, свершил тщедушный Ганди.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Наверное, английским чиновникам казалось, что этот человек в домотканом рубище и сандалиях на босу ногу издевается над ними. Методы его политической борьбы были столь нестандартными, что британская администрация нередко оказывалась в растерянности. Она действовала по общепринятым меркам, а Ганди – нет. Когда в 1919 году, почувствовав нарастающее недовольство индусов, английская администрация приняла закон Роулетта, предусматривающий значительное усиление репрессий за несанкционированную политическую деятельность, Махатма не ушел в подполье. Он выдвинул лозунг «Заполним собой тюрьмы». И вывел народ на массовые демонстрации, которые превратились в акты поразительного самопожертвования. Европейские журналисты, видевшие их, были потрясены. Полиция пыталась разгонять демонстрантов, обрушивая на их головы палки со свинцовой начинкой. Демонстранты валились как скошенные колосья, но ни один их них не пытался защититься или хотя бы прикрыть голову от ударов. А на смену павших двигались другие.

Однако подобная жестокость копила в душах индусов ненависть к полиции. В 1922 году эта скопившаяся ненависть выплеснулась в Чаури Чаура, где разбушевавшаяся толпа сожгла английских полицейских в их казарме. Казалось еще чуть-чуть и индусы вновь возьмутся за оружие. Но тут страсти потушил Ганди, который заявил, что страна еще не готова к свободе, если индусы способны на бунт, и объявил многодневную голодовку в знак покаяния за переоценку соотечественников.

И Ганди, спасшего Индию от кровопролития, английская администрация в том же 1922 году на 6 лет отправила в тюрьму. Там он написал книгу «Моя жизнь».

Победить миром

Махатма был не только философом, но и отличным адвокатом, получившим образование в Англии и умело разбиравшимся в хитросплетениях британского законодательства. Поддержав, ткачей, требовавших повышения оплаты труда, он предложил промышленникам компромисс, те оказались и в ответ получили забастовку со стороны рабочих. Предприниматели пошли на принцип, ожидая когда безденежье и голод вынудят рабочих вернуться на предприятия. Тогда на принцип пошел и Ганди. С одной стороны он связал ткачей клятвой, чтобы они не пошли на попятную, а с другой усиленно стал заниматься их досугом, чтобы те были заняты делом и тем самым легче переносили трудности.

Предприниматели дрогнули и предложили 20% надбавку, но Ганди был непреклонен – 35% и ни рупией меньше. Но тут дрогнули и измученные недоеданием рабочие, которые готовы были согласиться на эту надбавку. Тогда Махатма объявил бастующим, что в знак солидарности с ними сам начинает голодовку. И будет голодать до победы, т.е. до 35%-ной прибавки. Или — до смерти. Его решение вдохновило ткачей. Они вышли на улицы, скандируя: «Мы не отступим от нашей клятвы. Пусть небеса упадут на землю, мы будем верны своему слову!». Теперь отступление стало бы для них актом убийства любимого Махатмы. И промышленники не устояли, согласившись на 35%-ю надбавку.

Одним из наиболее нестандартных шагов Ганди на пути к независимости Индии стало то, как он мирно парализовал экономику Англии в своей стране. Махатма призвал народ игнорировать английские товары. В домах заработали тысячи ткацких станков, производящих кустарные ткани. А для ликвидации английской монополии на торговлю солью он повел многотысячную толпу индусов за 400 километров к берегу моря, где они кустарно выпаривали соль.

В результате всех этих мер, Индия постепенно потеряла для англичан экономическую привлекательность. И в июле 1947 года английское правительство выступило с заявлением «О передаче власти Индии».

Ганди удалось осуществить в Индии то, что о чем Толстой мечтал в России: привести народ к свободе без кровопролития. Однако к кровопролитию вскоре привела свобода.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Британская Индия раскололась на две части: Хиндустан и Пакистан. А индийский народ начали раздирать межнациональные распри. Установить хрупкий мир вновь помогла голодовка, объявленная Ганди.

30 января 1948 года Махатма Ганди по обыкновению вышел на вечернюю молитву на лужайку перед домом в Дели. Приверженцы его учения бросились к своему кумиру, пытаясь, по древнему обычаю, дотронуться до ног Махатмы. Пользуясь возникшей суматохой, мусульманский экстремист Натхурам Годзи, редактор одной из провинциальных газет и член вооруженного отряда партии «Хинду Махасабха», выступавшей против мира с мусульманами, приблизился к Ганди. Он поклонился до земли, якобы желая, в знак уважения и смирения стереть пыль с его сандалий, но затем неожиданно выхватил из кармана револьвер и выстрелил. Ганди успел лишь сказать: «Хей, Рама (О, боже)!»

Он умер с улыбкой на губах.