Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Видные ученные, врачи и медицинские сёстры в истории медицины»

Первые сведения о помощи медицинских сестер, по-старому – сестер милосердия, относятся к средним векам. Общины сестер милосердия существовали и на востоке ( в Константинополе, Бейруте, Иерусалиме, Каире), и в Германии, и при протестантских церквах в России ( в Санкт-Петербурге, Выборге, Ревеле, Риге). Начиная с середины девятнадцатого века протестантские монахини и сестры милосердия являлись деятельными работницами во время военных действий, оказывали неоценимые услуги в деле ухода за раненными воинами.

В России, как и в западной Европе, до середины девятнадцатого века правильно организованной работы по уходу за ранеными не существовало.

В 1854 году во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна Романова учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, и предназначенную главным образом к подаче помощи раненным и больным во время войны. Сознавая, что при недостаточном по своей численности врачебном и санитарном персонале правительство одно не в состоянии обеспечить участь массы больных и раненых, великая княгиня решилась устроить женский уход за ними в самом месте военных действий. Учредив общину, великая княгиня отправила в Крым, а затем и в другие места, несколько отрядов сестер милосердия, которые работали под управлением знаменитого хирурга Пирогова; общее число сестер на театре военных действий доходило до двухсот пятидесяти. Мысль отправлять женщин в театр военных действий была принята с недоверием, но своей деятельностью сестры милосердия оказались выше всяких похвал; они ухаживали за больными, помогали при операциях , следили за питанием и одеждой больных, утешали умирающих, безропотно переносили все ужасы войны. В попечении о больных сестры не делали никакого различия между своими и неприятельскими солдатами. Из ста двадцати сестер Крестовоздвиженской общины, находившихся в Крыму, десять умерло от заразных болезней.

В 1894 году Крестовоздвиженская община  перешла в ведение общества Красного креста. В мирное время сестры милосердия поступают для ухода за больными в военные госпитали, больницы. Во время эпидемий сестры милосердия посылались Красным крестом для помощи раненым, их помощь осуществлялась и во время народных бедствий, землетрясений и т.п.

Но вернемся к Крымской войне… Великий хирург Пирогов Н.И. обосновал необходимость привлечения женщины к участию в оказании медицинской помощи на войне, определил роль и задачи сестер и врачей общины. В частности, он писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщины не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными  и, так сказать, не свойственными мужчинам».

В это время Пирогов Н.И. писал своей жене: «…подумай… мы живем на земле не для себя только…». Принцип «жить на земле не только для себя» Пирогов Н.И. считал основой сестринского милосердия. А позднее в одном из писем Е.М.Бакуниной он заметил, что больных и раненых «мы не делили на своих и чужих».

В своем письме 6 декабря 1854 г. Пирогов Н.И. писал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомненья, много пользы».

Впервые на войне в Крыму, которую Пирогов Н.И. назвал «великой драмой», сестры милосердия стали делать то, что в наше время обозначено как функция защиты больного, а их стали рассматривать как адвокатов больного. Именно сестра представляла интересы больного. Вот как писал об этой работе сестер милосердия Н.И.Пирогов: « Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий».

В другом письме он отмечал: «Так поставили упущенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. Отдали вместе смотрителя под следствие, завели контрольные дежурства сестер». Не случайно Е.М.Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о «ходатайницах» за интересы больных и раненых.

С конца декабря большинство сестер не могли продолжать работу из-за сыпного тифа; остальные ухаживали за больными сестрами. Вновь вступившие в общину женщины проходили в течение 2 – 3 месяцев обучение в пехотном госпитале Петербурга на специальных медицинских курсах, а затем также отправлялись на театр военных действий.

Хочется несколько слов сказать о такой выдающейся сестре милосердия, отличившийся в Крымской войне, как Екатерина Михайловна Бакунина. Выросшая в холе и веселье, именитая аристократка, она работала в лазаретах как простая сиделка, кроткая и любящая; для сестер была старшей среди равных, а как начальница – требовательная и строгая. Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Н.И.Пирогова выполнялось до двухсот операций и ампутаций. По словам очевидцев, многие сестры милосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям, что любая из них сама могла бы произвести ампутацию. Несмотря на то, что первые сестры были набраны с большой поспешностью и многие из них не имели никакого образования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали образцами профессионализма.

Нравственный контроль сестер получил широкое применение на деле благодаря Е.М.Бакуниной.  Она обратила внимание на страдания раненых, отправляемых в Россию зимой в одном холстинном платье, с выдачей двух полушников на четверых: у Перекопа полушубки отбирались, и далее, где только начиналась суровая русская зима, больные следовали в чем были – в холстинном платье, обмораживались и совсем замерзая на дороге. По ходатайству Бакуниной, вместо холстинной одежды стали выдавать суконную. Она сама стала сопровождать транспорт раненых, неся вместе с ними все невзгоды пути, голодая, простужаясь и болея, но сделала свое дело: на этапах стал заготовляться теплый ночлег, горячая пища, сбитень и любовный уход сестер.

Женщина громадной силы воли, Бакунина была и женщиной великого смирения. Еще ранее долгое время она отказывалась быть старшей сестрой в своем отделении, исполняя работу рядовой сестры. Любившая в свободные от очередных дежурств часы присесть на койку больного, побеседовать с ним и утешить, Екатерина Михайловна в приезд государя в армию отказывает себе в этом удовольствии, боясь, что будут говорить, что она ходит, чтобы встретить царя. Больших трудов стоит Пирогову и великой княгине Елене Павловне уговорить Бакунину принять на себя должность настоятельницы общины. Первый писал: «Я требую от вас, как святого долга: возьмите на себя управление общиной… Я вам ручаюсь… вы остались (после смерти Хитрово) одна из всех, которая может поддержать истинное значение общины и руководить ею предположенным и известным вам путем… Вы знаете, как я вас уважаю и люблю… Знаете и мою привязанность к общине, а потому не смеете отказываться».великая княгиня писала: «Вы единственная, которая может быть призвана (на высокий пост настоятельницы)… У вас хватит мужества исполнять это призвание во всей полноте… Я обращаюсь к вашему сердцу!»  как мы видели Бакунина вполне оправдала надежды на нее Пирогова и великой княгини.

Бакунина была первой на работе и последней уходила на отдых. Последней выходит она из разрушаемых неприятелем градом бомб госпиталей и только тогда, когда вывезен последний раненый, отправлено последнее казенное добро. Едва оправившись в Севастополе от тяжелой формы тифа, она идет на помощь меньшему брату Христа и едва сама не погибает.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Возвращение Бакуниной в Петербург по закрытии всех военно-временных госпиталей было приветствовано поэтом Глинкой следующим стихотворением:

 

Литература:

«Словарь Брокгауза» Санкт – Петербург, 1905г. стр. 714 – 715.

Священник Сергий Филимонов «Учебник для сестер милосердия, пастырей, несущих служение в больнице», Москва, 2002г.

Священник Сергий Махаев «Сестры милосердия», Свято-Тихоновский богословский институт, 2000г.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

736

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке