Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Вопросы нравственного воспитания в исламе»

К сожалению, величайшая мудрость древнегреческого мыслителя не услышана в течение тысячелетий. Следуя за своими природными инстинктами, требующих удовлетворения телесных потребностей, люди все свои усилия направили на развитие естественно — математических наук. Нет сомнений, что цивилизация добилась потрясающих успехов: всё, начиная от механических средств уборки снега до космических станций, есть продукт науки.

Она освободила человека от трудовой деятельности, создала комфортные условия быта и отдыха. Однако материальное благополучие при полном игнорировании божественной души и ее потребностей, как об этом догадывался более двух с половиной тысяч лет назад Аристотель, закономерно привело к кризису человеческой цивилизации. Анализ демографической ситуации во всех высокоразвитых странах доказывает «старение» нации, резкое уменьшение рождаемости. Например, говоря о великолепных достижениях Японии, мало кто говорит о невероятном росте суицида и падении рождаемости. О реальном крахе европейской цивилизации сейчас знают не только исследователи.

Парадигмой решения проблемы соотношения развития науки и нравственности выступает ислам. Основанное на единстве диалектических противоположностей: научной сферы и религии, земного и небесного, только мусульманство дает пример гармоничного развития всех сфер общественного бытия. Феноменом средневековья выступает развитие светских наук арабо-исламского мира. Творческий подход наследию древнегреческих ученых позволило возродить и обеспечить дальнейшее развитие физики, математики, астрономии, географии, химии и других наук. Однако, в отличие от европейцев, ограничившихся развитием этих наук, формирующих благополучие тела, исламская наука смогла обеспечить нравственное развитие личности.

Благополучие отдельной личности и всего общества во многом зависит от сферы воспитания — таков тезис, существующий в течение веков. Однако в развитии педагогической науки произошло принципиально важное явление — разделение светского воспитания от религиозного. Новое время — XVII-XVII века, ознаменовано началом расцвета материалистической науки Европы и всего мира. На основе полного отказа от диалектических законов и принципов, произошел переход от духовного воспитания к светскому. Конструктивные традиции веков, исходящие от духовности, были преданы забвению. Ученые-педагоги провозгласили новые принципы воспитания ребенка, среди которых главное — отказ признания трансцендентных, то есть потусторонних сил, на которых опиралась педагогика христианства и ислама. Учитель и ученик остались один на один, без посредничества Всевышнего. Материалистическая педагогика воспитала блестящих ученых, труды которых составляют несомненную сокровищницу мировой науки. Макаренко, Ушинский, Сухомлинский создали научно обоснованную педагогику, которая воспитала несколько поколений советских граждан. Однако нарушение диалектики, то есть, абсолютный приоритет материалистической педагогики как полное отрицание религиозного воспитания не могла добиться цели — воспитания нового, советского человека. Кодекс коммунистической морали, которая взята от христианства, имел много прогрессивно-конструктивных аспектов. Честный труд во имя общества, патриотизм, провозглашение семейных ценностей, порицание тунеядства, воровства и иных негативных явлений были блестящим итогом советской науки. Но эти цели, не проникая в глубины души, не могли быть осуществлены.

Малейшее ослабление контроля со стороны советской политической системы, и выявилась истинная картина в сфере воспитания. Тысячи молодых спортсменов стали преступниками, во имя денег убивающих соперников. Сотни партийных бонз, начальников и государственных  чиновников «приватизировали» народное достояние, созданное поколениями советских людей. Притчей стали истории сотен исламских      мулл, «переквалифицировавшихся» в священники из секретарей парторганизации. Такая печальная реальность советской педагогики доказывает истинность тезиса о том, что педагогика должна воспитать не только умы и тело, но, прежде всего — душу личности.

Трагедия части поколения молодежи 1990-х, соблазненных преступными деньгами, во многом исходит от разделенного развития обучения и воспитания. Причем соотношение было и остается примерно один к тридцати (1/30). То есть, классный час – 45 минут от школьного всего времени, посвящался проблемам воспитания (если действительно велся разговор о воспитании нравственности и патриотизма). Остальное время – шесть дней по 5-6 часов было обращено «образованию», то есть формированию нужного обществу в будущем специалиста: инженера, пахаря, медика, учителя. Создание пионерской и комсомольской организаций, несмотря на все недостатки, сыграло конструктивную роль, ибо утверждало основы коллективизма, патриотизма и чувства долга перед Родиной. Прекращение их реальной роли в сфере воспитания и вызвало коллапс процесса воспитания в 1990-е годы.

Дело в том, что мы мир воспринимаем не только умом и чувствами познания, как доказывает классическая наука. Теоретические и практические разработки З.Фрейда, К.Юнга, С.Грофа, академика В.М.Бехтерева и современного российского психотерапевта С.Н.Лазарева подтверждают наличие сферы бессознательного. Именно посредством действий подсознательного мы получаем 95% всей информации. И только 5% сведений мы воспринимаем нашим разумом и органами чувств. Поэтому нам понятен истинный  смысл  труда  величайшего  педагога  России  – В.А.Сухомлинского:

«Сердце  отдаю  детям». Настоящее название этой работы возможно было «Душу отдаю детям», однако атеистическое советское общество не было готово получить информацию о наличии души. Сухомлинский же, как и Шалва Амоношвили, понимал, что воспитать ребенка можно только «достучавшись» до его души, которая наиболее эффективно воспринимает информацию

Религиозная педагогика также работает на уровне внешнего восприятия, ученики – шакирды учат, зубрят новый материал. Однако здесь главное внимание обращается на сферу бессознательного восприятия новой информации посредством формирования идеи Всевышнего. Вера в то, что существует потусторонняя, то есть трансцендентная по-научному Сила, позволяет шакирдам усвоить религиозный и светски материал на уровне подсознательного. Такое восприятие информации обеспечивает переход теоретического материала в реальность души и разума.

Изучение Писания мусульман, философии, основ законодательства и нравственности привели к формированию полноценной личности и активного гражданина. То, что в дореволюционной России в мусульманских селах практически не было воровства, случаев прелюбодеяния, алкоголизма, сквернословия — в этом заслуга исламской педагогики. К великому сожалению, пьяный татарин или башкир, выражающий нецензурные слова и совершающий хулиганские поступки — обыденное явление в атеистическим обществе.

Атеистическая характеристика священников-мусульман как толстых мулл, ничего не мыслящего кроме потребления вкусной еды — совершенная ложь. Подавляющееся большинство служителей Всевышнего — грамотные люди, кроме арабского хорошо знающие фарси, разбирающиеся в философии, праве и поэзии Востока. Ярким примером мусульманского интеллигента является Ахмет Заки Валиди, государственный деятель и авторитетный в мировом масштабе историк – тюрколог. М. Акмулла, Ризаитдин Фахретдинов, М. Уметбаев — это плеяда исламских Просветителей Волго-Уральского региона, воспитанные священниками. Без наличия эффективной системы педагогики такой успех был невозможен.

Исламская система образования лишена этого недостатка — она смогла сочетать  решение вопросов получения знаний с воспитательными задачами.

«Аль-Газали вместе с Ибн Аль-Хаджем он подчеркивает, наряду с остальными правилами поведения, то, что ребенок не должен похваляться благосостоянием отца и должен быть вежливым и внимательным по отношению ко всем. Ему не следует насаждать страсть к деньгам, ибо подобная страсть является смертельным ядом. Он должен учиться слушаться и уважать своих родителей,

К вопросам развития детского образования обращались многие прославленные деятели науки Ислама. Среди них — Ибн Сина, известный во всем мире как Авиценна, Ибн Халдун и Аль-Газали. Как убежденный мусульманин, Аль-Газали доказывал, что важнейшим элементов образования выступает обучение ребенка символам Веры, основам исламской ибады (богослужения). Формирование основ веры во Всевышнего необходимо начинать с самых ранних дней начала развития ребенка. Аль-Газали предложил методику постепенного обучения детей, по мере того, как он растет. Процесс должен был включать в себя три этапа: запоминание, понимание и убежденность — формирование твердой веры в реальном наличии Бога, и четкого понимания законов развития материальной природы. учителей и старших. В старшем возрасте он должен соблюдать правила чистоты и личной гигиены, поститься несколько дней в месяц Рамадан, не носить шелка, золота и серебра, изучать наставления Священного закона, бояться воровства и богатства, добытого нечистыми средствами, лжи, предательства, пороков и грубости в речи. Ученику нельзя испытывать чрезмерную гордость или зависть, бранить окружающих. Он должен избегать общества великих мира сего и получать от них подарки. По отношению к Богу ему следует поступать так, как он хочет, чтобы его слуга поступал по отношению к нему, а с людьми он должен обращаться так, как хочет, чтобы они обращались с ним»1.

Абсолютный, то есть всеохватывающий характер ислама требует от педагога обеспечить гармоничное воспитание детей. Главное здесь – это сочетание теоретических знаний с их обязательным применением в процессе жизнедеятельности. Практика же здесь подразумевает нравственное отношение к себе и к окружающему миру. Газали свою точку зрения аргументирует хадисами Сунны Пророка Мухаммада:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Кто приобрел много знаний и не встал на правильный путь, тот не приблизится к Аллаху, а лишь будет удаляться от Него» (приводит Ад-Дайлами).

«О Аллах, поистине я остерегаюсь знаний, не приносящих пользы на том и на этом свете, и от непокорного сердца, от не принимаемых Тобой деяний и от безответной мольбы, а также от ненасытного живота» (приводит имам Ахмад).

Процесс воспитания (тарбийя), по мнению Аль-Газали в работе «Айюха-ль Валяд», подобно труду сельского труженика. Крестьянин вырывает с корнем сорную траву, орошает насаждения для того, чтобы они дали больше урожай. Каждый человек, особенно молодые люди — ученики, нуждаются в наставниках, которые поведут по пути нравственного развития. Обязательность такого требования исходит от того, что попытки получить образование и правила воспитанности без наставления учителя могут вводить мальчиков и в заблуждение. Причем формирование уважительного отношение к личности воспитателя во многом исходит от его способностей и компетентности. Поэтому процесс воспитания не может быть односторонним: уважение ученика должно соответствовать степени уважения самого учителя к воспитаннику.

Поэтому, отмечает Аль-Газали, «учитель, дающий наставления молодым, «берет на себя великую ответственность». Следовательно, он должен заботиться о своих учениках так, как если бы они были его собственными детьми. Нарушения ими правил поведения ему следует исправлять намеком или советом. Он должен, прежде всего, сам показывать пример, чтобы его поведение соответствовало его наставлениям. Учителю никогда не следует критиковать своих коллег. План обучения он должен построить так, чтобы тот соответствовал возможностям и способностям учеников, не перегружая их и не демонстрируя чрезмерной строгости. Он должен относиться с равным уважение ко всем ученикам, в том числе к менее одаренным. После времени, проведенного в школе, следует предоставить ученику отдых для восстановления сил. Запреты на игры и требование непрерывной учебы ухудшает настроение ребенка, снижает его сообразительность и делает его несчастным»3.

Аль-Газали обосновал ряд обязанностей, которые должен выполнять истинный воспитатель душ людских. Первая из них и важнейшая то, что учитель должен стать духовным отцом своих учеников. Такая обязанность выражает идею, согласно которой учитель и ученик взаимосвязаны самыми тесными узами, связями на высшем уровне души. Такое требование исходит от высшей задачи, которую ставят участники процесса воспитания – это формирование высшей нравственности, как средства поклонения Всевышнему. Так, учитель должен давать совет студенту, только после предварительного и тщательного продумывания его. Причем истинный педагог должен сдерживать свой порыв ускорить процесс обучения, ибо нельзя заставлять ученика, чрезмерно навязывая свою волю. Следующая обязанность воспитателя — выговор ученику следует делать обдуманно, обоснованно и сдержанно, только находясь наедине с учеником. К числу обязанностей учителя Аль-Газали включает следующее: чему педагог учит своих учеников, он должен строго следовать сам. Такое требование исходит от идей о том, согласно которой, реальные дела учителя не противоречили его поучениям. То есть, в исламе совершенно недопустимым является факт, когда учитель грубейшим образом игнорирует свою воспитательную теорию. Здесь мы подразумевает практику корпоративов в школах, когда после проникновенной лекции о вреде алкоголя перед учениками воспитатель идет к столу, заставленными спиртным.

Целью развития исламской педагогики выступает уподобление личности Всевышнему на основе развития нравственности. Сущность же Бога в исламе выражается в Его 99 Прекрасных именах. Согласно канонам религии среди них «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим», переводящиеся как «Милостивый» и «Милосердный», имеют особое значение. В «Толковом словаре русского языка»  С.И.Ожегова  и  Н.Ю.Шведова  слово  «Милосердие»  имеет  значение: «Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия». А слово «Милосердный» выражается как «Проявляющий милосердие,  вызванный  милосердием».  Соответственно,  «Милостивый» есть «Проявляющий, выражающий милость».

Самым главным выражением этих Прекрасных имен Аллаха необходимо признать «человеколюбие». Именно в этом мы усматриваем весь глубинный смысл бытия Всевышнего и его религии – ислама. Нет необходимости доказывать, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада выражают именно эту божественную функцию Аллаха – человеколюбие. «Йа-Вадуду» («Любящий»), «Йа-Латыйфу» (Добрый»), «Йа-Саляму» («Миролюбивый»), «Йа Гафуру» («Всепрощающий») – другие имена Всевышнего олицетворяют задачу исламской педагогики. Только гармоничное сочетание информационных технологий и традиции исламской нравственности обеспечат дальнейшее развитие человечества. Приоритет материалистической науки над духовностью закономерно приведет к Новой Атлантиде – краху цивилизации под технологическим напором.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1079

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке