Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии. К главному пятидесятидвухметровому монументу «Родина-Мать» примыкает композиция «Стоять насмерть». «Стены-руины»… Достоверная художественная повесть о суровых и страшных днях величайшего сражения. Эти руины вечно напоминают, сколь велики были невзгоды, какие тяжкие муки вынесли те, кто днем и ночью дрался за каждый дом, каждый клочок окровавленной приволжской земли. На просторной площади Героев вы как бы еще и еще раз проходите по тревожным дорогам войны, останавливаетесь, чтобы поклониться мужеству и бесстрашию советских людей.
Ансамбль в Волгограде — не первое монументальное произведение художника. Так, еще в 1949 году в Берлине, на территории Трептов-парка, по проекту Вучетича был сооружен памятник-ансамбль советским воинам, павшим в боях с фашизмом. Этот грандиозный памятник-пантеон был задуман как величественная монументальная символическая композиция, как историко-мемориальное сооружение героико-эпического характера. Весь мир обошла ставшая легендой история спасения немецкой девочки. В самую накаленную пору заключительного этапа боевых действий на улицах Берлина бойцы одного из наших подразделений сквозь грохот пушек и снарядов услышали неумолчный, рвущий сердце плач крохотного ребенка, потерявшего свою мать. Не раздумывая о грозящей опасности, один из наших бойцов бросился спасать ребенка. В это время снайперская пуля врага тяжело ранила храброго воина. Истекая кровью, дополз он до своих товарищей и успел передать спасенного ребенка в их руки. Этот великий подвиг, характеризующий благородство и гуманизм советского воина, прекрасно выразил скульптор в символической фигуре Воина-освободителя.
…Евгений Викторович Вучетич родился в Екатеринославе (ныне—Днепропетровск). Вскоре семья будущего художника переехала в Ростов-на-Дону. С раннего детства отчетливо проявилось художественное дарование мальчика, и он поступил в Ростовскую художественную Школу. Далее свое образование он продолжает в Ленин-1»Раде в Институте пролетарского изобразительного искусства. Первые произведения — «Портрет Поддубного» (1933), бронзовая композиция «Партизанка» (1937), портрет Героя Советского Союза В. С. Гризодубовой (1940). С первых дней Великой Отечественной войны он уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулеметчика. А затем становится командиром пулеметного батальона на Волховском фронте.
В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. И нет-нет, да про себя помышлял о больших монументальных произведениях. В боях капитан Вучетич был тяжело ранен и контужен. Долгие месяцы пролежал он в госпитале. В эти трудные для него дни его не покидает надежда хоть слабыми своими усилиями участвовать в жизни. Как раз в это время, тяжело больной, находясь в госпитале, он создает портрет лейтенанта Середы—одно из замечательных созданий молодого ваятеля. И когда постепенно Вучетич начал выздоравливать— едва восстановилась способность ходить и как-то разговаривать, его зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.
Хотя работа в студии — это тоже фронт, военные дороги и полная опасности боевая жизнь, но зато можно лепить, создавать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы советским воинам. Помимо указанных двух ансамблей, Вучетичем были созданы памятники-монументы генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову в Вязьме, генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.
Большое место в творчестве художника занимал и станковый портрет. Это и портреты генералов армия И. Д. Черняховского П945), С. И. Руденко (1944), И.Х Баграмяна (1946) и В. И. Чуйкова (1947), и портреты медеплавильщика К. Куоушева, сталевара И. Прудникова, академика А. Д. Сперанского (1946), писателей М. А. Шолохова (1973) и Ф. В. Гладкова (1959) — при точно и остро переданном сходстве художник обнажил характеры людей, их душевные движения.
Патетическое и героическое стоит рядом в искусстве Вучетича. Вспомним его знаменитую композицию «Перекуем мечи на орала» (1957), посвященную борьбе за мир. Первый оригинал был показан на ряде художественных выставок и находится в Государственной Третьяковской галерее. Авторское повторение этого памятника подарено Советским правительством Организации Объединенных Наций и находится в Нью-Йорке.
Как-то обратили внимание художника, что он не раз своем творчестве обращается к изображению меча. «Не завоеватель ли вы по натуре?» — спросили его. И ответ Вучетича прозвучал как торжественное сказание: «Я только трижды обращаюсь к мечу,—ответил скульптор — один меч подняла к небу Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в Берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете». Заметное место в искусстве Вучетича заняла композиция, посвященная Степану Разину. Романтический образ легендарного бунтаря с большой силой и проникновенностью раскрыт скульптором.
В 1981 году в г. Мичуринске Тамбовской области, на родине известного советского художника А. М. Герасимова, было воздвигнуто памятное сооружение в честь этого советского живописца. Автором этого памятника был также Е. В. Вучетич. Евгений Викторович Вучетич был человеком великого трудолюбия, неукротимой энергии, необыкновенной работоспособности и вместе с тем человеком большой сердечности и душевной красоты, яркой творческой личностью.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/