Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

Моё педагогическое кредо, слова восточного мудреца: «Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе кого сада.

Определение одаренных детей:

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную  потребность;  испытывают радость от творческих занятий.

Условно можно выделить  черты одаренных детей:

  1. Одаренные дети, как правило, обладают более активным воображением, чем неодаренные.
  2. Они имеют длинную продолжительность концентрации внимания.
  3. Эти дети помнят опыт прошлого.
  4. Они учатся рано говорить.
  5. Чрезвычайно любопытны, упорны и настойчивы.
  6. Нравится новизна или новые идеи и вещи.
  7. Они любят числа и числовые схемы.
  8. Эти дети, как правило, более интровертированные (сосредотачиваются на самом себе) и одиноки.
  9. Они предпочитают быть со старшими детьми.
  10. Они любят работать.
  11. Они знают, что могут решить проблему.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип индивидуализации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

При выявлении детей с незаурядными творческими и умственными возможностями  встает  проблема  чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их   оптимальному развитию . Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по общему развитию, в ходе которой можно выявить одаренных детей.. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс . В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре­ждениях, где он доказал свою эффективность.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого и умственного  потенциала детей. Также на специальных занятиях по математике, музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания разнопланового характера.

Всю работу по выявлению одаренности детей можно разделить на два этапа:

I этап — аналитический (младшая, средняя группы) — при  выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно  организовать  деятельность как единый процесс, направленный   на   развитие   таких,   познавательных способностей детей,   предложить   такое   количество   дополнительных занятий,   где  бы   каждый ребёнок  смог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности.Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно,  сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим надо использовать работу в творческих мастерских.

Творческие мастерские:

— мастерская художественного слова;

— музыкальная мастерская

— «Умелые ручки» (изобразительная деятельность);

— мастерская здорового образа жизни (девиз:  «В здоровом теле здоровый дух»).

Творческая деятельность должна строиться таким образом,

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для применения этих знаний в другие сферы деятельности в старшей и подготовительной группах.

II   этап — диагностический   (старшая группа)   —   на   этом   этапе проводится      индивидуальная      оценка      познавательных,      творческих  возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности.

Содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из направлений  учебно-воспитательной деятельности. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны  коллективные  формы: общая работа по названой теме, договориться и найти самим тему; работа «Кто на что горазд» и т.п.   Важным фактором, влияющим на развитие одаренных детей и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система  свободной деятельности детей. Основой такой системы выступает погружение в определенную деятельность,  функциями системы являются обучение и  воспитание, а организующим началом – игра.

Огромное значение для развития детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги  своей деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие и интеллектуальные  элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки – матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.  Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать способность как надситуативно-преобразовательный характер решений. Для развития этой способности  перед детьми  необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий и неординарный  подход детей к решению любой проблемы.

Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Наш объект изучения – ребенок – так активен. Что он сам себя выражает, и приемом наблюдения здесь очень много можно узнать. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызывать и повторить интересующее нас явление.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности», которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Наблюдая за детьми, я обра­тила внимание на замечательное средство интеллектуаль­ного развития дошкольников — детское экспериментиро­вание.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, — опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили  опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятель­ность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследо­ваниям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе парт­нерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, ре­шать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опыт­ным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворе­ния от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дети получают воз­можность удовлетворить присущую ему любознательность (по­чему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрос­лый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, со­участник деятельности, что позволяет ребенку проявлять соб­ственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию я даю задания детям, в которых проблемные ситуа­ции моделируются от имени сказочного героя-куклы. В угол­ках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознатель­ность, то и хозяин их уголка- Зайчик-Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Познавательные занятия с элементами экспериментирова­ния с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удив­ляются вместе с детьми и удивляет их Обезьянка-Удивлянка.

Дети старшего дошкольного возраста задают много вопро­сов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т.п. Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в нашей группе.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, реша­ют возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответству­ющие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Обезьянки-Удивлянки, яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любозна­тельности, повышению интереса к :экспериментальной дея­тельности.

Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко за­поминаются.

С водой

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук — друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен —

Ведь оно разбиться может.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

А разбилось — не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок —

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок —

Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Все на место положил?

Отрадно, что эти герои стали для ребят не неодушевленны­ми куклами, а настоящими друзьями, с которыми можно по­советоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий.

Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.

Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, дети получают другое. Дается одно задание на весь эксперимент и прослеживается ход его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Эту методику наиболее эффективно можно применить  в кружковой работе. Игровая ситуация позволяет создать  необходимый эмоциональный настрой и побудить детей к более напряженной и разнообразной работе. Взаимодействие воспитателя с одаренным ребёнком  должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, воспитатель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие   проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

— воспитатель считает окружающих способными самостоятельно решать проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

— воспитатель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Воспитатель должен быть:

— увлечен своим делом;

— способным к экспериментальной и творческой деятельности;

— профессионально грамотным;

— интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

— проводником передовых педагогических технологий;

— психологом, воспитателем и умелым организатором учебно- воспитательного процесса;

— знатоком во всех областях человеческой жизни.

Вывод :

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

971

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке