Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Задачи патриотического воспитания в разный исторический период»

Патриотизм в России всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства. Однако задачи патриотического воспитания на разном этапе времени немного отличались.

Патриотическое воспитание на Руси берет свое начало в глубокой древности. Упоминания о патриотизме как чувстве любви сначала к «малой», а затем и к «большой» родине встречаются во многих древнерусских литературных памятниках. Слова о такой любви, гордость за её прошлое, вера в будущее величие, призывы к защите от захватчиков и к единению на отпор врагу, протесты против междоусобиц нашли свое отражение в «Поучении Владимира Мономаха», «Слове о полку Игореве», «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», др. источниках XII — XVII веков.

Образование государственности на Руси в IX-X вв. поспособствовало развитию идеи воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Одной из задач, стоявших князем Владимиром, правящим в то время, было укрепление связей между отдельными частями Киевского государства, первым шагом к ее реализации стало Крещение Руси в 988 г провозглашение христианства единой религией. Другим средством объединения можно считать уникальный памятник педагогики «Поучение князя Владимира Мономаха», в котором мудрый правитель отразил педагогические идеалы Древней Руси, представляющие собой слияние славянских традиций и христианства.

В своем сочинении князь Владимир призывал детей любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельным и трудолюбивым. Он писал о необходимости воспитывать в детях мужество и отвагу, учить их быть гуманными, отзывчивыми, быть защитниками сирот и вдов, к старым быть почтительными, к сверстникам – приветливыми.

Еще одним не менее важным памятником, связанным с патриотическим воспитанием, является «Слово о полку Игореве».

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. Патриотическая идея «Слова…» определяет сам замысел произведения. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Младшие дружинники, куряне им описаны как воины-богатыри, для которых на первом месте доблесть, честь, то есть Родина – Русь, а потом уж слава. Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств.

Это произведение было призвано воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы. Конкретная тема, которой посвящено «Слово о полку Игореве», — неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгрод-северского князя Игоря Святославича. Автор озабочен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, внимание уделяется русскому народу и Русской земле.
Именно эта любовь к родине, к русским людям до предела усилила чувства автора, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине явилась вдохновительницей, придала высокую идейность его произведению.

Наполнение представлений о патриотизме общегосударственным смыслом под влиянием объединения русских земель вокруг Москвы в XVI веке нашло отражение в «Сказаниях о князьях Владимирских», в «Степенной книге», в «Великих Четьях Минеях» митрополита Макария.

О процессе формирования образа преданного государю и профессионально выполняющего свои обязанности человека и патриота в первой четверти XVIII столетия дают представления актовые источники того времени. Показательны в этом плане приказ Петра I войскам перед Полтавской битвой (1709 г.), указы об обязательной дворянской и боярской службе, «Табель о рангах» (1722 г.), документы, регламентирующие деятельность первых учебных заведений.

Преобразования Петра I в различных сферах спровоцировали и изменения в отношении русского народа к родной земле, ее традициям. Уже во времена его правления патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…».

В источниках второй четверти XIX века наглядно представлена существенно повлиявшая на формирование национального сознания россиян полемика западников и славянофилов. В работах И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Т.Н. Грановского, С.П. Шевырева, С.С. Уварова и др. содержится материал по проблемам приоритетов в воспитании, по роли семьи в формировании патриотических качеств, дается оценка воспитательной деятельности школы.

Развитие такого явления как западничество – навязывание западного образа жизни, привело к разрыву чувства привязанности к Отечеству. Появились люди, которые с равнодушием или даже презрением стали относиться к исконно русским традициям, обычаям, образу жизни. Развитие западничества начиная с правления Петра I, привело к разрыву чувства привязанности к Отечеству.

Указанные процессы находили отражение и в деятельности учебных заведений. В частности, в документах, регламентирующих учебно-воспитательный процесс Императорского сухопутного кадетского корпуса, вплоть до 60-х годов XVIII в. не было упоминаний о формировании у кадетов любви к Родине; большинство предметов вели иностранные педагоги; отечественная история и география преподавались на французском языке; в учебных программах отсутствовала отечественная литература.

Реальное укрепление патриотических основ воспитания учащейся молодежи наметилось в последней трети XVIII столетия. Стремление Екатерины II воспитать «новую породу людей», олицетворяющих верность престолу с верностью Отечеству, и тем самым смягчить назревшие социальные противоречия было частично реализовано в процессе образовательной реформы И.И. Бецким. Приближение воспитания дворянской юношества к требованиям передовой для того времени педагогической науки, расширение сети учебных заведений, учреждение системы женского образования, создание народных училищ и т.д.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

В XVIII веке новое наполнение понимания патриотизма. Петровские реформы и привлечение иностранных ученых в Россию привели к проникновению в науку европейских взглядов, патриотическое воспитание не стало исключением. Крупнейший представитель педагогической мысли второй половины XVIII века Радищев Александр Николаевич (1749–1802) основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое Отечество. «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ российский… О народ, к величию и славе рожденный!» — восклицал Радищев.

К ряду русских просветителей, которые считали, что система образования должна соответствовать национальным интересам России можно отнести Н.И. Новикова, С.П. Шевырева, Н.М. Карамзина.

Новый этап в развитии патриотического воспитания связан с реформами 60-х гг. XIX века. Развитие капитализма, потребность в инициативных, образованных людях вызывали неудовлетворенность существующей системой образования, стремление к ее преобразованию. Наиболее ярким новшеством стало развитие идеи народности, высказанная В.Г. Белинским, в педагогической системе К.Д. Ушинского. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями, а ее выражением родной язык. Именно с этим связано глубокое убеждение Константина Дмитриевича в том, что обучение русских детей должно осуществляться именно на русском языке. Отличительной чертой воспитания русского народа, он отмечал, развитие в детях патриотизма, глубокой любви к родине, и считал это основой нравственного воспитания.

Большой вклад в развитие идей патриотического воспитания внесла плеяда педагогов XIX века, отстаивающих идеи создания самобытной национальной школы, в основе которого лежит воспитание любви к родине. Одним из представителей является автор работ по национальному и патриотическому воспитанию Александр Алексеевич Мусин-Пушкин. В его трудах отражено понимание идеи народности просвещения, ее связи с необходимостью государственного регулирования школьной системы.

Активным последователем идей К.Д. Ушинского был Константин Васильевич Ельницкий (1846–1917). Он считал, что любовь к Отечеству и соотечественникам и служение им есть высокий нравственный долг каждого гражданина, и выполнение этого долга обыкновенно доставляет человеку глубокое удовлетворение и счастье. Побуждением к воспитанию патриотического чувства в молодом поколении, по его мнению, является забота о благоденствии государства. «Для государства более полезны такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить отечеству свои силы и даже свою жизнь, чем такие, которые равнодушно относятся к его судьбе и его славе. Сила и слава каждого государства в значительной мере зависит от силы патриотического чувства его граждан, от желания и умения их служить ему. Значит, для благоденствия государства нужно воспитывать в питомцах, будущих граждан, патриотическое чувство».

Немного позже В.А. Сухомлинский напишет: «Великий Октябрь одухотворил патриотизм новой целью – борьбой за крепление и развитие нового общественного строя, свободного от эксплуатации и всех форм угнетения и подавления человека человеком. Быть патриотом и интернационалистом – это значит бороться за построение коммунизма в нашей стране».

В 1920 г. было создано Военно-научное общество, которое вело большую теоретическую работу, организовывало пропаганду военных значений в войсках и рабочих коллективах. Члены общества издавали статьи, читали лекции, вели практическую работу по обучению трудящихся основам военного дела. Постепенно сложилась стройная система научно-педагогических взглядов, с помощью которой можно было решать первостепенные организационные и идеологические задачи нового общества, возникшего на разрушенных традициях дореволюционной школы России.

Новая педагогическая наука, советская педагогика, учитывая все сложности и особенности развития нового государства, опиралась на глубинные традиции народного воспитания (народную педагогику), педагогические теории и учения прогрессивных педагогов прошлого, стремившихся к тому, чтобы образование было доступным для народа, чтобы воспитание пробуждало все лучшее, что заложено в человеке (Т. Мор, Т. Кампанелла, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов), педагогические теории педагогов и мыслителей советского времени (В.И Ленин (1870–1924), Н.К. Крупской (1869–1939), А.С. Макаренко (1888–1939)).

В период ВОВ, несмотря на колоссальные трудности, правительство СССР не ослабляло внимания к делу просвещения и воспитания.

Главными задачами патриотического воспитания в годы войны были: наращивание морально-политического потенциала страны, поддержание у советских людей уверенности в безусловной победе над фашисткой Германией, сплочение трудящихся и воинов Советских Вооруженных Сил вокруг партии, всемерное укрепление союза рабочего класса и крестьянства, советской интеллигенции, вооружение их ясным пониманием справедливости войны в защиту социалистического Отечества.

В это время были внесены серьезные поправки в учебные программы: увеличилось число часов на изучение военного прошлого, истории героических битв в годы революции. Подвиги героев Красной Армии и всего народа нашли широкое отражение в учебном материале, в беседах и внеклассных чтениях, тематике сочинений.

Говоря о развитии педагогических идей патриотического воспитания необходимо особенно отметить вклад таких советских педагогов, как Антон Семенович Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Росинский и Василий Александрович Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский, являясь автором ряда статей и книг, среди которых «Рождение гражданина», Патриотическое воспитание школьников (Записки сельского учителя), «Родина в сердце», ключевым понятием в вопросах патриотического воспитания выделяет понятие «Родина», его связь с понятиями «человек», «труд», «долг», «любовь», «природа». Привязанность и преданность человека Родине, по Сухомлинскому, выступают мерой его социальной зрелости и всех его общественно значимых жизненных проявлений. А логика патриотического воспитания заключается в том, чтобы любовь к Родине утверждалась в подрастающем поколении «на основе активного проявления его собственной души и разума», его труда. «Труд – это корни, питающие могучее чувство к родной земле». Еще одной опорой в воспитании патриотического чувства, по мнению В.А. Сухомлинского, выступает историческая память народа. Он высоко оценивал социальную значимость национальных традиций. «Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливая свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство – чувство долга перед народом, перед Отечеством».

О значении культурного наследия писал и директор школы-коммуны им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинский (1882–1960). В своем труде «Национальное и героическое в воспитании» он писал: «Национальная песня, будя героизм и древнее чувство любви к родной земле, является лучшим методом воспитания национального чувства и обеспечивает ему путь высокого этического развития. Национальная песня еще поэтому и может помочь школе предотвратить от подрастающего поколения грозящую при слишком быстром разрыве с прошлым опасность; точно также устранена будет и опасность запошления национального чувства и его извращения в шовинизм».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

В своей статье «Готовить молодежь к защите отечества», которая стала впоследствии методологическим ориентиром, министр обороны А.А. Гречко раскрывал вопросы воспитания молодежи в духе любви к социалистической Родине и готовности защищать ее в процессе совершенствования военной и физической подготовки допризывной и призывной молодежи.

Согласно Уставу ВЛКСМ священным долгом комсомола признавалась подготовка молодежи к защите социалистической Родины, воспитание самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага.

Для решения этой задачи в большом количестве организовывались спортивные лагеря, проводились Всесоюзные военно-спортивные игры «Зарница», главными целями которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, необходимых будущему воину, совершенствование физического развитии и закалки.

Таким образом, можно говорить о том, что значение патриотизма в педагогике во все времена было очень велико.

На современном этапе развития образования задачи патриотического воспитания можно увидеть в ФГОСах и Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. (См. таблицу, на примере ФГОСов- основное общее образование)

Задачи патриотического воспитания

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1042

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке