Экономика психики диктует, что инстинкты никогда не могут быть рассеяны, но только переадресованы или перенаправлены. Агрессия против я возникает из-за того, что цивилизация заставляет нас следить за и подавлять наши агрессивные инстинкты, то эти инстинктивные импульсы, которые были подавлены, направляются внутрь и обращаются против самого эго. Эта внутренне направлена агрессия становится основой для супер-эго и эго-наказания.
Чем больше агрессии перенаправлено внутрь, тем большую силу обретает супер-эго. Это объясняет, почему те, кто менее всего склонен к аморальным поступкам это те, кто наиболее сурово наказываются своей же собственной совестью.
Для Фрейда все импульсы являются двунаправленными, поэтому могут быть внешне или внутренне ориентированными; те импульсы, которые не могут быть направлены против внешних объектов могут быть перенаправленны внутрь, против самого себя, и наоборот.
Чувство вины объясняет теория супер-эго которая даёт отве, почему мы чувствуем себя виноватыми не только из-за злодеяний которые мы на самом деле совершаем, но и просто из-за намерений совершить проступки, даже если сам проступок не совершается.
Вина производное чувство от супер-эго как внутреннего психического механизма, которое служит интересам цивилизации подавляя наши агрессивные инстинкты. Мы чувствуем себя виновными даже просто из-за желания творить зло. Мы должны различать раскаяние от чувства вины. Раскаяние, мы чувствуем, после совершения неприемлемых поступков. Вина же не требует действий, а просто мысль или намерение уже вызывают чувство вины. Раскаяние чувствуем после факта, вину перед, или в отсутствие факта.
Совесть — функция, приписываемая Сверх-Я, которая состоит в наблюдении за действиями и намерениями Я, в оценке их, в осуществлении цензорской роли. Чувство вины является строгостью совести.