В рамках экзистенциализма различают экзистенциальную онтологию Хайдеггера, экзистенциальное озарение Ясперса, экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Основные идеи этого направления в философии: человек одинок перед лицом «ничто», отсюда возникает состояние страха, которое только и может открыть человеку бытие. Основной принцип человеческого существования – это бытие-в-мире, а это – экзистенциалия существования.

Гуманизм – это антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам. Представители гуманизма Нового времени (эпоха его возрождения после Античности) – Данте, Петрарка, Боккаччо.

Вопрос о соотношении гуманизма и экзистенциализм освещен в работах Сартра и Хайдеггера. В своей лекции «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П. Сартр задается вопросом об их соотношении. В его понимании, экзистенциализм – это гуманизм, но особого рода. В гуманизме Сартра человек есть не высшая цель, а напротив, нечто, трансцендентирующее себя постоянно вовне, преследующее высшую цель, находящийся в ее поиске и достижении. В таком смысле гуманизм есть экзистенциализм.

В своем «Письме о гуманизме» М. Хайдеггер выражает похожую на эту точку зрения о том, что экзистенциализм есть гуманизм, но при этом он говорит о гуманизме в прямом смысле этого слова. Если в гуманизме человечность человека мыслится как близость к бытию, то в экзистенциализме Хайдеггера сделан акцент на исторической сущности человека «с его истоком в истине бытия». Получается, что экзистенциализм перенимает многие идеи гуманизма, но раскрывает их шире, полнее. В каком-то смысле это противоположность гуманизму, но просто более перспективная, а не антигуманистическая.

Если обобщить эти точки зрения, получается, что экзистенциализм – это все же гуманизм в определенном своем аспекте, возможно, гуманизм более близкий к человеку, к его бытию. Но опирается экзистенциализм на те же представления, что и гуманизм. По Сартру это общее – стремление к высшим возможностям человеческой сущности. Эта идея прослеживается и в гуманизме: в человеке есть ценное, некая высшая цель. У Сартра она направлена вовне, представлена как трансцеденция, но все же она есть и составляет именно сущность человека. У Хайдеггера это общее – близость человека к бытию. Она лежит в основе гуманизма. У Хайдеггера это более сложный вопрос, но в целом идеи гуманизма сохраняются в философии и Сартра, и Хайдеггера.

Таким образом, эти философы отвечают на поставленный вопрос так: экзистенциализм есть гуманизм, и по-видимому, большая доля истины в этом есть.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

487

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке