Одним из важнейших событий того времени стал разгром Хазарского каганата Святославом в 965 году, что являялось рубежом в противостоянии двух держав. Русь с давних времен терпела набеги хазар, платила дань мехами и воинами. Чтобы положить конец такой зависимости и расширить границы владения Древнерусских земель, просоединив Керченский пролив(где позже образуется город Тмутаракань), Святослав решил совершить серию походов на Хазарский каганат. Это являлось основной причиной военных действия против хазар.
Первый поход был направлен на Саркел(хазарскую крепость на Дону), которую в ходе военных действий заняли русы. Второй поход совершался уже на столицу Хазарского каганата — Итиль, завоевание которого означало окончанение похода и разгром каганата. Последствием победы в данных военных действиях являлось укрепление рубежных границ Руси, централизация государства, усиление политического влияния на соседние державы и поднятие авторитета Святослава, что было немаловажно.
Внутренние реформы того времени также сыграли большую роль в становлении государственности. Речь идет о принятии христианства Владимиром 1 в 988 году. Причиной такого коренного изменения религии стало необходимость объединения племен(каждое из которых верило в своих богов), укрепление власти киевского князя, приобщение Руси к европейским ценностям и оправдание социальной дифференциации населения.
До прихода к христианству Владимир Святославович уже проводил в 980г религиозную реформу, выделив из пантеона богов Перуна, которого сделал «главным богом». Данные преобразования не помогли упрочнению древнерусской государственности, зато стали фундаментом дальнейших реформ. В 988г. Владимир, изучив все ведущие религиозные течения, принял решение креститься и «крестить всю Русь». Это событие изменило не только культуру, но и внутреннюю и внешнюю политику страны, что привело к укреплению княжеской власти, международного положения Руси по отношению к христианским странам, появлению церковного брака, моногамной семьи, распространению письменности.
Несмотря на благие цели как Святослава, так и Владимира не обошлось и без противоположного эффекта. Ведь уничтожив Хазарский каганат, русы положили конец вражеской державе, не подозревая, что на место хазар придут не менее сильные и опасные половцы. Также принятие христианства, как отмечают многие историки, связано с пролитием крови, т.к. язычники не хотели принимать новую религию(из-за чего на долгое время сохранилось двоеверие). Тем не менее Н. М. Карамзин отмечает культурную ценность христианизации, а С. Ф. Платонов — экономическую.