Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Эссе на тему «Направления научного знания»

Наука не стоит на месте. С течением времени она постоянно развивается, усложняется, совершенствуется. В связи с этим старые знания заменяются новыми концепциями, которые уходят в историю , способствуя развитию опыта.

В связи с этим можно выделить несколько направлений научного знания:

  • кумулятивизм и антикумулятивизм;
  • прогрессивизм и антипрогрессивизм;
  • презентизм и антикваризм;
  • интернализм и экстернализм.

Кумулятивизм (от лат. cumulatio — увеличение, скопление) — общая для ряда направлений в логике, методологии и философии науки эпистемологическая модель научного знания, согласно которой эволюция науки сводится к постепенному непрерывному накоплению абсолютно достоверных теорий.

Впервые кумулятивистскую модель роста научного знания выдвинул Г. Галилей, который считал, что по своему достоверному содержанию человеческое познание равно божественному, уступая ему лишь с экстенсивной стороны,т. е. по отношению к множеству познаваемых объектов. Поэтому процесс человеческого познания правомерно представить в виде бесконечного линейного накопления частных, «атомарных» истин.

Как бесконечно малые части всеобщей абсолютной истины такие частные истины совершенно не зависят от дальнейшего экстенсивного развития знания. Также одним из представителей кумулятивизма можно выделить ученого Конта. Он выделил закон трех стадий, включающего развитие мира, который предполагает наличие трех различных этапов в развитии культуры в целом и в развитии каждой научной дисциплины: теологическая или религиозная; метафизическая и философская, а также и положительная или научная стадии.

Спенсер в основе знаний считал идею эволюции, процесс которой означает  возрастание определенности вида. Эволюция включает в себя закон сохранения и превращения энергии, которые тесно связаны с законом сознания., т. е. психосоматики человека, который имеет дело со сплошным потоком впечатлений — этот поток – основа закона сохранения. Спенсер  пытается применить идею эволюции при рассмотрении теории познания: он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть результат накопленной наследственности. Т. е в истории развитии опыт приводит к возникновению новых знаний, а затем это новое усиливается и передается .

При этом наука основывается лишь на ограниченном опыте индивида, то есть ее основа ложна. Непознаваемое лежит и в основе религии, то есть говорит о близости науки и религии. Перенес эволюцию со всех живых существ на все предметы и явления, понимал ее чисто механистически как перераспределение веществ и движения, при этом стирая грани между разными областями материального мира. Это легло в основу его социологических взглядов – органическая теория общества, где общество рассматривается как биологический организм, Общество имеет органы – голову и руки, органы пищеварения, ноги и т. п.

Антикумулятивизм — полагает, что только  качественные и  количественные изменения присущи истинному развитию научного знания и способствуют  его прогрессу. Переход от одного этапа эволюции науки к другому всегда связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Представителями антикумулятивизма являются Поппер, котрый отвергал накопление истины, а  единственным прогрессом в развитии науки, считал разобла­чение и отбрасывание ложных идей и теорий. В его модели развития наука переходит от одних проблем к другим — более глубоким, но науч­ные теории не становятся более глубокими и более истинными. Лакатос выдвигает новый вариант критического рационализма, обоснования которого можно найти в реальной истории науки, и называет его «утонченным фальсификационизмом». Кун смог убрать грань между наукой и метафизикой, которая была так важна для логического позитивизма. В его методологии метафизика является предварительным условием на­учного исследования, она явно включена в научные теории и неявно присутствует во всех научных результатах, проникая даже в факты науки.

В основу интернализма (от латинского internus — внутренний) — входит движущая сила развития науки, т. е.  факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций (главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования). Развитие науки представляет собой самоорганизующуюся систему различных форм и элементов научного знания, которые не зависят от каких-либо внешних факторов. К основным представителям интернализма относят: Декарт (интуиция), позитивисты, Поппер, Гуссерль. Существует 3 самостоятельных, причинно не связанных друг с другом типа реальности – физический мир, психический мир и мир знания.  Интернализм продолжает традиции  «интеллектуальной истории  науки», «истории идей» и рассматривает  в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную  логику возникновения и решения  проблем, эволюцию интеллектуальных  традиций и исследовательских программ.

Представители экстернализма полагают — что наука представляют собой систему знаний и социальный институт, что является неотъемлемой частью социокультуры,  и,  следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем. Невозможно внутренними  причинами объяснить, например, создание геометрии как теоретической системы знаний. Научное знание всегда прежде всего зависит от практического интереса (Гессен, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Малкей, Полани, Маркс). Существует мнение, что социальные факторы влияют не только на темпы и направление развития науки, а таже на метод и результаты исследования.. Опасность экстернализма заключается в скатывании в абсолютный релятивизм и субъективизм (Фейерабенд). Основными фак­торами, определяющими рост знания являются социальные, экономические, технические и культурные причины и потребности.

Прогрессивизм в образовании — был частью обширного социо-политического движения общего реформирования, которое характеризовало жизнь Америки конца 19 — начала 20 столетия. Прогрессивизм в политике был очевиден по карьерам таких лидеров как Роберт Ла Фоллетт и Вудроу Вильсон, которые пытались обуздать власть трестов и монополий и создать в политике практически действующую демократическую систему. На социальной арене прогрессивисты типа Джейн Адамса работали в жилищной сфере, чтобы улучшить благосостояние в Чикаго и других густонаселенных городах.

Реформы и попытки реформ различных прогрессивистов были многочисленны, поэтому прогрессивизм в образовании следует рассматривать в более широком контексте их деятельности. Прогрессивизм представляет собой теорию образования, которая возникла как реакция на традиционное образование, которое акцентировало внимание на методах формального наставления, заучивания литературных классиков западной цивилизации.

Наибольшее интеллектуальное влияние на основы прогрессивного образования оказали Джон Дьюи, Зигмунд Фрейд и Жан-Жак Руссо. Дьюи сделал свой вклад как философ прагматической школы. Он много написал о философском обосновании образования и попытался подтвердить свои идеи в своей экспериментальной школе в чикагском университете. Поэтому прагматизм можно назвать основным учением, оказавшим влияние на прогрессивные теории образования.

В заключении хотелось бы отметить, что не смотря на расхождения во взглядах сторонников того или иного философского направления, между ними существует некая фундаментальная общность, те есть единый эволюционный переворот, в процессе которого старые знания заменяются новыми концепциями, выдвигаются новые теории, научно доказанные.

Все вышеперечисленные позиции в теории, психологии и социологии науки с их на первый взгляд столь различной терминологией могут без труда быть преобразованы в одну более глубокую и универсальную эволюционную теорию и изложены в ее терминах.

Из этого можно вывести вопрос об истории науки: что она из себя представляет, революцию или эволюцию? Ведь в результате непрерывного процесса не может возникнуть ничего нового. Новое появляется лишь вследствие прерывности, т. е. революции. Таким образом, можно утверждать, что развитие научного знания происходит скорее революционным путём, чем эволюционным, но сама эволюция так или иначе зависит от революции

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1310

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке