«Государство, — считал античный философ, — подобно человеческому организму, оно имеет самостоятельную волю и сознание». Предположу, что правитель, согласно вышеназванной теории, — голова, главная черта его характера — мудрость, а желание состоит в «познании идеальных форм». «Эйдосы» (идеи — греч.), так называемые «идеальные формы», упорядочивают реальность, превращая ее в логичный порядок течения времени и событий. В таком государстве люди, по мысли Платона, счастливы, ибо рациональный порядок — это мир, безопасность и благополучие.
Из курса русской истории известно, что именно о таком государстве мечтал Великий киевский князь Владимир Мономах, оформивший свое политическое завещание в знаменитом «Поучении детям». В эпоху усобиц этот «выделявшийся здравым умом посреди братии князей Русских» правитель полагал, что проблематика общегосударственных задач может и должна решаться исключительно морально-этическими способами, чистотой веры и постоянным духовным самосовершенствованием «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» — писал князь-философ, простивший своему двоюродному брату убийство родного сына.
Вот почему по мысли Вольтера только философ, размышляющий об идеальных формах, рациональном порядке, самоконтроле, принимающий решения разумом, а не сердцем, может быть могущественным и одновременно справедливым правителем.