В семье каждый рождается лишь индивидом, но, пройдя процесс социализации (а семья – первичный агент социализации), он приобретает общественно значимые черты характера. Особая роль в семье, как считает И.А.Ильин, отводится именно воспитанию ребенку, посредством которого у него и закладываются нравственные, духовные и культурные жизненные ориентиры. Неслучайно религиозный философ также делает акцент именно на «человеческой культуре»: она является совокупностью культуры каждого человека, т.е. его мировоззрения и мироощущения, которые изначально исходят именно от семьи.
Я согласна с точкой зрения автора на данную проблему, ведь семья слывет «фундаментом» не только личности человека, но и всего общества в целом. Именно от настроений и психологической атмосферы внутри нее и зависит, какую «траекторию» жизненного пути выберет воспитанный в ней индивид. Чтобы глубже раскрыть смысл высказывания, необходимо вспомнить некоторые обществоведческие термины: например, что есть общество в широком и узком смысле, индивид, индивидуальность, личность, что есть семья(1.это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью; и 2. это социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших потребностей человека),кто такие агенты социализации(это люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей),кто – первичный, а кто – вторичный агент социализации, не менее важными являются понятия этапов жизненного цикла семьи и ее функции. Однако главным из этого ряда будет функция семьи – социализация, которая формирует индивида как личность.
Для доказательства этого приведу некоторые аргументы. Например, из литературы нам известен роман И. Гончарова «Обломов». Особое место в произведении отводится именно сну главного героя, в котором он вспоминает свое детство в родной Обломовке. Там все было тихо, умиротворенно, казалось, не было никаких тревожащих тебя забот. Жизнь маленького Ильи Ильича и его родителей шла незаметно, переходя от одного года к другому, ведь они ничем не занимались. Воспитание, полученное в такой «ленивой» семье, «сонной Обломовке», и предопределило характер Обломова: он стал бездеятельным, апатичным, вечно скучающим человеком, которому чужда какая-либо активность; такая «культура» личности была заложена именно в семье.
Другой пример предлагает нам история. Нет человека, который бы не знал личность Александра II Романова, Великого реформатора Российской Империи. А ведь становление его мировосприятия произошло именно в семье! Молодой царь получил образование под личным надзором своего родителя, а воспитателем Александра Николаевича был сам В.А.Жуковский, русский поэт. Именно он преподал будущему императору первые уроки нравственности и духовности, что во многом отразилось в его взглядах на политику и общество XIX века. Живя в интеллигентной семье, социализирующей его, он и стал таким же человеком, «культурным» во всех смыслах этого слова, осознал безнравственность крепостного права и впоследствии указом от 19 февраля 1861 года отменил крепостничество. Его понимание важности либеральных реформ, которыми он прославился, шло именно от воспитания в семье.
Таким образом, И.А.Ильин в своем высказывании был абсолютно прав. Нельзя недооценивать роль семьи, благодаря которой индивид «окультуривается», социализируется, приобретает духовное воспитание, что в совокупности формирует его личность.