Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Эссе на тему «Американо-японский альянс и безопасность в АТР»

С точки зрения проблем безопасности Азиатско-Тихоокеанский регион остается относительно спокойным по сравнению, например, с Ближним Востоком. Во многом стабильность военно-политической ситуации в регионе восходит к эпохе «холодной войны», когда потенциал перерастания конфликтных моментов в крупномасштабную войну между восточноазиатскими государствами в значительной степени купировался присутствием супердержав – СССР и США.

После распада Советского Союза и окончания «холодной войны» казалось, что многие структуры, обеспечивавшие стабильность региона, такие как Американо-японский договор безопасности, должны либо отмереть как не отвечающие требованиям времени, либо претерпеть значительные изменения. Однако вследствие ряда обстоятельств двусторонние соглашения доказали свою состоятельность и в постбиполярной системе международных отношений. Более того, от эпохи противостояния СССР и США Азиатско-Тихоокеанский регион унаследовал как структуру баланса сил, поддерживающегося в настоящее время «четырехугольником» США-Китай-Россия-Япония, так и целый комплекс проблем (спорный статус Тайваня, ситуация на Корейском полуострове, политическая нестабильность в Камбодже, территориальные споры в Южно-Китайском море). Эти проблемы, однако, оказываются «законсервированными» ввиду наличия сложной системы сдержек и противовесов. Не может не вызывать реминисценций ко временам «холодной войны» и складывающаяся ситуация вокруг возвышения Китая, который может заполнить собой вакуум силы, образовавшийся после распада СССР и смещения акцентов российской внешней политики на евро-атлантический регион. Названными обстоятельствами вызван тот факт, что Восточная Азия до сих пор не смогла создать эффективного постоянного форума по вопросам безопасности.

В настоящей работе мы попытаемся проследить тенденции внешней политики Японии в контексте наличествующих проблем региона. В какой-то мере выбор Японии в качестве объекта анализа может представляться странным, учитывая относительно невысокий военный потенциал страны, обусловленный пацифистским характером конституции. Однако быстро меняющаяся ситуация в регионе, смещение центра силы в сторону Китая в долгосрочной перспективе могут поставить Японию перед непростым выбором: сохранять «вассальную» преданность старому патрону или заручиться поддержкой нового. Несмотря на то, что предпосылки к такому повороту пока еще едва прослеживаются, а американо-японский союз кажется монолитным, ведущиеся дебаты о пересмотре 9 статьи Конституции свидетельствуют о структурных сдвигах в военно-политической стратегии Японии, вызывая необходимость анализа ее внешней политики в региональном разрезе.

В первую очередь наше внимание будет сосредоточено на современном статусе Американо-японского договора безопасности как структурообразующего для всей системы безопасности АТР. Будет дана оценка внешним факторам, влияющим на внешнеполитическую стратегию Японии, это: стремление Китая к лидерству в регионе, шестисторонние переговоры по северокорейской ядерной программе, территориальные споры между Японией и соседними странами. В заключении мы постараемся дать комплексное видение названных проблем и той роли, которую может сыграть Япония в создании многосторонней структуры региональной безопасности.

Американо-японский договор безопасности на современном этапе

В 2010 году Американо-японскому договору безопасности исполнилось полвека. За этот продолжительный период отношения союзников омрачались лишь единожды, и разногласия были связаны со сферой экономики: в 70-80-е годы американский внутренний рынок оказался наводнен японскими автомобилями, что вызывало понятную озабоченность представителей крупного бизнеса в США. В остальном же альянс США и Японии можно по праву считать одним из величайших достижений американской дипломатии, которая смогла превратить заклятого врага в верного союзника и бизнес-партнера.

Естественно, что на момент заключения двухстороннего договора безопасности он был одним из составляющих концепции «сдерживания коммунизма». Американские военные базы в Японии должны были обеспечить присутствие США в регионе, где угроза распространения коммунизма из Китая в условиях послевоенной разрухи была как никогда велика. Поскольку договор был плоть от плоти «холодной войны», после ее окончания и американские, и японские эксперты предрекали если не его кончину, то, во всяком случае, значительный пересмотр его основных положений. Однако именно 1990-2000-е годы стали периодом дальнейшего укрепления американо-японских отношений. Оказалось, что конфликтный потенциал Азиатско-Тихоокеанского региона, замороженный в годы «холодной войны», вызывает необходимость сохранения баланса сил, в котором названный договор является ключевым. Не в последнюю очередь здесь сказалась угроза нарушения режима нераспространения ядерного оружия и северокорейская ядерная программа, что привело к переговорам между Токио и Вашингтоном о возможности совместной разработки ПРО ТВД (театра военных действий). Совместные инициативы в области ПРО стали серьезным стимулом для активизации японо-американского диалога по проблемам безопасности. В рамках уже существующих форматов консультаций стороны начали рассматривать, помимо проблематики, связанной с ПРО, более широкий, чем прежде, круг вопросов, касающихся выработки общих подходов к обеспечению региональной безопасности и оптимизации структуры американского военного присутствия в Японии.

Курс Либерально-демократической партии Японии, продержавшейся у власти полстолетия, неизменно оставался проамериканским. Более того, в начале 1990-х годов по инициативе Токио наметилась тенденция к пересмотру договора безопасности с увеличением обязательств японской стороны. Так, японские Силы самообороны стали участвовать в миротворческих операциях под эгидой ООН. В это же время США стали поднимать вопрос о возможном вхождении Японии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН, что, очевидно, было бы на руку США, и потом встречало противодействие Китая. Необходимо упомянуть также о беспрецедентной борьбе в парламенте, которую вел премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, по вопросу об участии японского контингента в войне в Ираке. Несмотря на прямой запрет 9 статьи Конституции, а также на общественное мнение (более 80% японцев высказывались против этого шага), Коидзуми удалось «продавить» это решение в парламенте. Хотя конкретных действий после этого не последовало, квазиавторитарный стиль правления Либерально-демократической партии отразился на ее рейтингах и, в конце концов, привел к поражению на выборах.

Внешнеполитический курс правительств от Демократической партии, находившейся у власти последние три года, отличался ориентацией на нормализацию отношений с Китаем в экономической сфере, а также попытками обрести некоторую независимость в отношениях с США. К этому времени относится вызвавший широкий резонанс в СМИ скандал, связанный с переносом американской военной базы на «Футенма». Информационный шум вокруг проблемы баз ВС США на Окинаве привел к тому, что в СМИ стали циркулировать идеи о возможной переориентации Японии на альянс с Китаем, что, конечно, почти не находило сочувствия в академических кругах. Хотя, по нашему мнению, подобные инсинуации являются слабо аргументированными, они отражают общую обеспокоенность сохранением status quo в АТР в контексте усиления Китая. Очевидно, что балансировка между Пекином и Вашингтоном на долгое время станет характерной чертой внешней политики Токио.

Для того чтобы представить некое комплексное видение проблемы и определить возможные варианты развития двусторонних отношений, мы провели SWOT-анализ Американо-японского договора безопасности на современном этапе (см. Приложение). SWOT-анализ удобен тем, что структурно он подразделяется на две части: пункты «strengths» и «weaknesses» отражают сильные и слабые стороны, имманентно присущие явлению, между тем как в разделах «opportunities» и «threats» перечисляются внешние факторы, негативно или позитивно влияющие на процесс (явление).

Мы считаем необходимым прокомментировать следующие моменты. Во-первых, отнесение дебатов об изменении 9 статьи Конституции Японии к слабым сторонам американо-японского альянса является спорным. Первый абзац статьи, гласящий, что «искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров», скорее всего, останется без изменений. Речь идет в первую очередь о пересмотре второго абзаца, который декларирует обязательство «никогда впредь не создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы». Если суть этого абзаца будет пересмотрена, можно ожидать изменения характера американо-японского союза в сторону равного разделения обязанностей и перехода от регионального на глобальный уровень сотрудничества. Можно утверждать, что Либерально-демократическая партия уверенно проводит курс на освобождение Япония от ярлыка «страны одинокого пацифизма».

Во-вторых, потепление отношений с Китаем вряд ли следует воспринимать как угрозу договору США и Японии, поскольку в этом нужно видеть, используя фразеологию времен «холодной войны», «разделение политики и экономики». Пока ни о какой возможности военно-политического альянса с Китаем говорить не приходится. Более того, все региональные конфликтные ситуации, включая корейскую ядерную проблему и территориальные споры, будут подталкивать Токио в сторону Вашингтона. Включение Японии в сферу военно-политического влияния Китая станет возможно, только если последний станет лидером блока «малых» государств Восточной Азии и по своему потенциалу сравнится с США, но это находится за горизонтом осмысленных прогнозов.

В-третьих, в каком-то отношении фактором, негативно влияющим на американо-японские отношения, можно назвать расхождение по северокорейской ядерной проблеме, а точнее крайне жесткую линию в шестисторонних переговорах, которую проводит Япония. Как известно, Токио увязывает денуклеаризацию Корейского полуострова с другим болезненным моментом в отношениях КНДР и Японии – похищениями японских граждан корейскими спецслужбами в 70-80е годы. Можно утверждать, что ультимативная позиция Японии в шестисторонних переговорах носила деструктивный характер и входила в противоречие с переговорной стратегией других участников. По всей видимости, именно нежеланием портить отношения с Токио можно объяснить отказ Вашингтона вести прямые переговоры с Пхеньяном, то есть перейти от формата «шестерки» к формату «двойки». Позиция Токио не раз подвергалась критике, что представляется справедливым, поскольку шестисторонние переговоры доказали свою эффективность, и на некоторых этапах складывалось ощущение, что нахождение консенсуса «буксует» только из-за Японии. Если рассматривать не переговорный момент, а собственно влияние корейской ядерной программы на сближение США и Японии, то оно, безусловно, носит положительный характер. Ничто так не стимулирует Японию, как близость к двум ядерным державам.

Заключение

В силу ряда причин интеграционные процессы в Восточной Азии оказались на долгое время заморожены. Парадоксально, но в эпоху постбиполярности не произошло быстрого развития многосторонних институтов – как в сфере экономики и культурного взаимодействия, так и в области региональной безопасности. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что такие институты будут созданы, вопрос только в том, когда это произойдет и какова будет архитектура будущей системы безопасности. Необходимость такого шага обуславливается быстрым ростом Китая, что может дестабилизировать обстановку не только на региональном, но и на глобальном уровне.

Ряд исследователей видит прообраз будущей интеграционной площадки в шестисторонних переговорах по корейской ядерной проблеме. Также возможно, что Восточная Азия пойдет по пути Европы, и военно-политическому аспекту сотрудничества будет предшествовать экономическая интеграция. Как и в случае с вопросом создания региональной зоны свободной торговли, здесь возникает проблема членства США. Иными словами, будет ли будущая структура безопасности формироваться в рамках «восточноазиатского» или «транстихоокеанского» регионализма? Интересам Японии, без сомнения, будет соответствовать включение Соединенных Штатов в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пока же двусторонний договор безопасности, несмотря на некоторые негативные явления, продолжает оставаться краеугольным камнем внешней политики двух государств в АТР. Указанные кризисные явление, такие как усиление националистических настроений в парламенте и проблема американских военных баз, нельзя признать структурными. Наиболее вероятным прогнозом, напротив, является переход американо-японского сотрудничества в военно-политической сфере на новый уровень.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1151

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке