Данное высказывание поднимает проблему становления личности, и я полностью с ним согласна. Всем известно, что человек появляется на свет без каких-либо навыков и знаний. С обществоведческой точки зрения, в данный период он индивид, отличающийся от других лишь биологически, эдакий чистый лист бумаги, куда можно записать всё, что угодно. Вот почему в первые годы жизни так важны окружающие его люди, которые фактически и формируют фундамент для будущей личности, проводят его социализацию. Однако социализация – процесс не кратковременный, а постоянный. Уже сформированные личности также социализируется, то есть приспосабливаются к изменениям в обществе, но уже не неосознанно, как раньше, а целенаправленно. Иными словами, человек сознательно делает себя сам.
Хорошим примером этого могут послужить дети из неблагополучных семей. Начальная социализация их ужасна, ведь в семьях алкоголиков или наркоманов нередко забывают просто покормить детей, не говоря уже об их воспитании. Естественно, что по уму, манерам и взглядам на жизнь такие дети разительно отличаются от всего благополучного общества. Они попадают под присмотр полиции, начинают рано курить, пить и вести взрослый образ жизни. Однако иногда среди таких детей появляются те, кто не желает так жить. Им приходиться пройти через множество испытаний, чтобы сформировать из себя достойную для общества личность и вырваться из грязи, что окружала их с рождения.
И совсем другой пример – современная «золотая» молодёжь. Как правило, это дети богатых и известных личностей. Их начальная социализация проходила на высшем уровне: достаток, образование, культура, путешествия. Однако попробуйте вспомнить, о многих ли из них СМИ говорят, как о людях достигших чего-то в жизни? В основном мы слышим лишь о наркотиках, прожигании жизни, деградации и смерти во время очередных гонок по ночным улицам. А всё потому, что таким детям уже не к чему стремиться, ведь богатые родители обеспечили их деньгами на всю жизнь. Им также сложно начать к чему-то стремиться, не опуститься в одно лишь удовлетворение низменных желаний и сделать из себя достойного человека.
Так, подведя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что Ж.П. Сартр был прав: человек, действительно, становится человеком лишь впоследствии, причём таким, каким он сделал себя сам.