Конечно, на сегодняшний день существует достаточно искусственных интеллектов, помогающих человеку. Это промышленные и бытовые роботы, это интеллектуальные и экспертные системы, это и ИИ для развлечения. Но этим ИИ до человека еще очень далеко.

По определению, ИИ это интеллектуальные машины, способные рассуждать разумно и делать разумные выводы. Также это наука и технология создания их и интеллектуальных машин. ИИ может изучать и человеческий интеллект. Исследователи ИИ могут использовать любые методы, даже те, что у людей не встречаются, если это необходимо для решения проблем. Такое определение ИИ дал Джон Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете.

У искусственного интеллекта могут быть и следующие определения:

— Это научное направление, в котором решаются задачи программного или аппаратного моделирования традиционно интеллектуальных, то есть работа с документами и информации, вычисление, поиск, симуляция действий или интеллекта человека, управление отраслями или групп людей или машин.

— Свойство интеллектуальных систем выполнять функции, традиционно выполняемые людьми. При этом такая система — это техническая или программная система, которая выполняет задачи, считающиеся творческими, и она имеет в себе три основных блока — база знаний, механизм вывода решений и интеллектуальный интерфейс.

— Наука под названием «Искусственный интеллект» входит в комплекс компьютерных наук, а технологии, вышедшие на её основе — информационными. Задача такой науки — создание с помощью компьютеров разумных рассуждений и действий.

Впервые о интеллекте живого существа как о механизме задумались в начале 17 века, с рождением «механического материализма» в виде работы Рене Декарта «Рассуждение о методе», и последовавшей за ней работы Томаса  Гоббса «Человеческая природа». В середине того же века были созданы первые механические вычислительные машины Блеза Паскаля и Лейбница. В 19 веке Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс работали над программируемой вычислительной машиной.

В двадцатом веке, начиная с 1940-х, развивались две  разные идеи интеллектуальных систем. Одна из них была идеей создания машин, имитирующих мозг человека. В то время это было сложно построить такую машину, и тем более повторить работу нейронной сети. Работа нейронов начала считаться как процесс мышления. Первой подобным устройством стал «Марк-1», созданный Марком Розенблаттом. Машина распознавала фотодатчиками некоторые буквы. Далее ими занимались очень редко из-за несовершенства технологий.

Вторая использовала логический подход. В конце 60-х появились «экспертные системы» иначе системы, основанные на знаниях. Самые первые были «MYCIN» — эта система диагностики заболеваний крови, и DENDRAL — система для изучения поведения химических реакций для разных молекул на основе спектрометра и могла их синтезировать.

Дальнейшее развитие этот подход, ставшим основным направлением компьютеров начался в восьмидесятые, когда началось бурное распространение компьютеров, они стали быстрее, функциональнее и доступнее. Были созданы достаточно мощные ИИ, которые могли конкурировать с человеком, как например Deep Blue.

Современный искусственный интеллект сейчас развивается в двух направлениях: приближение систем ИИ к возможностям человека и создание искусственного разума, объединение систем ИИ в одну, способную решать проблемы всех людей.

В настоящий момент компьютерные программы используются чаше всего для решения практических задач, часто используются экспертные системы:

— Диагностика болезней и лечение. Медицинские программы достигли того уровня когда могут помогать врачам  и предлагать им точный диагноз или выполнять наиболее сложные операции.

— Автономное управление. Машины и летательные аппараты с установленным бортовым компьютером могут передвигаться почти без вмешательства человека. компьютеры могут ориентироваться установленными видеокамерами и сверять свое местоположение с помощью спутникового навигатора.

— Понимание  естественного языка и решение задач. Эти программы используются для понимания человеческого языка и речи и создания вывода на основе слов. Подобные программы — Proverb, для решения кроссвордов, Акинатор — эта программа опознает человека с помощью наводящих вопросов и вариантов ответов.

— Поисковые системы. Эта система ищет документы или страницы, содержащие ключевые слова или слова связанные с ключевыми. Чем больше найденных документов подходящих запросу пользователя, тем качественнее такая система. Часто они связаны со справочными системами, которые выдают пользователю наиболее точную информацию.

— Системы ИИ применяются в банковом бизнесе. С их помощью играют на бирже, управляют собственностью.

— Используются при оптическом и акустическом распознавании, спам-фильтрах, системах национальной безопасности и ведения боевых действий.

— В играх используется ИИ для имитации поведения человека — чистый ИИ, а также включает элементы робототехники (например поиск путей на местности), менеджмент (наиболее эффективное управление отрядом ботов, военной базой, экономикой, государством), компьютерная графика. Персонажи, управляемые ИИ делятся на три типа: НИП — эти персонажи бывают дружественными, нейтральными или враждебными, зачастую от действий игрока по отношению к ним. Боты — в основном враждебные персонажи, с возможностями равными человеку, они обладают сложным интеллектом и их сложно программировать. Мобы — враждебные к игроку персонажи с низким интеллектом, создаются для «заполнения местности» либо более сложными персонажами для прохождения.

В компьютерных играх можно создать ИИ, способный делать логичные выводы, самообучаться. Это ему поможет симулировать окружающий мир, например отдельные НИП можно научить ставить цели, прокручивая варианты достижения цели соответствующим начальным характеристикам, например: мораль, агрессивность и прочее, персонажи могут самостоятельно обучаться, запоминая действия игрока или других персонажей. При этом НИП могут полностью игнорировать наличие игрока. Если предоставить ИИ возможность делать выбор, он не всегда будет логичным и подходящим существующей ситуации. Так же ИИ не сможет сделать действия, не предусмотренные программным кодом и на них нет ограничений.

Для использования ИИ вне виртуальной реальности необходимо обеспечить понимание о своем теле (физической оболочки) — это как он представляет свое тело, форму, его возможности, как он может двигаться. Чтобы робот представлял свое положение в пространстве, ему требуется система датчиков и интерфейса для доступа к ним процессора.

Система датчиков, камер, микрофонов может образовывать целую сеть наподобие нейронной сети, в которой сигналы распространяются от датчиков к процессорам, наподобие нейронов. Центральный процессор выступает в роли головного мозга. Он обрабатывает поступающую информацию, записывает, если надо, текстовые и звуковые файлы, создает модели видимых моделей и соотносит с сохраненными образами. Это позволяет ему обучаться.

Например, он так может понять от какой модели человека, какие исходят звуковые сигналы определенной структуры и тональности и запомнить их. Поначалу большое количество сигналов может сбить его с толку и информация забьет всю свободную оперативную память. Это дает сложности презентационным роботам.

Роботы, безусловно, могут выполнять работу человека гораздо лучше его самого, особенно если требуются однообразные механические действия, но сильный ИИ тут требуется для контроля множества механизмов, работающих под его управлением. Если требуется опытный специалист, то пока интеллекту робота для него еще очень далеко и для этого ему нужно как минимум два условия: мыслить творчески. Это такой интеллект, способный пройти «Тест Тьюринга». С таким интеллектом с машиной можно будет общаться как с человеком. Первые чат-боты уже проходят его, но не совсем успешно. Еще остаются такие проблемы как механичность, предсказуемость ответов.