Для того чтобы выяснить значимость гос. заимствований для обеспечения сбалансированности госбюджета, необходимо для начала разобраться в указанных  понятиях. Итак, государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. То есть общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. В этом случае возникает бюджетный дефицит и приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

В настоящее время существует два основных вида финансирования бюджетного дефицита – денежное и долговое.

Денежное финансирование осуществляется путем  кредитования Правительства Центральным банком, что в свою очередь, предполагает эмиссию денежных средств. Такой метод крайне негативно отражается на состоянии национальной экономики, поскольку денежная масса увеличивается за счет денег, не обеспеченных реальными товарами и услугами. Как следствие наблюдается рост инфляции, нарушение нормального механизма ценообразования, падение курса национальной валюты. Вследствие перечисленных процессов финансовая система страны расшатывается еще больше. Поэтому во многих странах денежное финансирование дефицита госбюджета законодательно запрещено, в том числе и в России (согласно Бюджетному кодексу РФ).

Долговое финансирование предполагает выпуск доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Долговое финансирование также носит название государственных заимствований. Согласно статье 89 БК РФ под государственными заимствованиями понимаются займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заимствования образуется государственный долг. Под ним понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Обеспечением государственного долга России служат все имущество, составляющее государственную казну.

Общегосударственный долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние. Группы отличаются друг от друга по видам заемных инструментов, условиям размещения, по составу кредиторов, по валюте займа.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать эссе

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке, дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Согласно БК РФ государственные внутренние заимствования РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы и кредиты мобилизуют средства иностранных финансовых рынков в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны-размещения. Согласно БК РФ государственные внешние заимствования РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже кризис финансов государства.

Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит. Поэтому в отношении сохранения денежной массы в прежнем объеме долговое финансирование явно обладает преимуществом перед денежным. Но и тут имеются свои недостатки. Поскольку государственные облигации считаются весьма надежным объектом для инвесторов, то инвестиции перетекают сюда из реального сектора экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста. Но все же  государственные заимствования являются одним из наиболее важных и эффективных средств для решения проблем, связанных с бюджетным дефицитом, поскольку налоги и эмиссия имеют гораздо больше недостатков. Как уже говорилось выше, эмиссия вызывает инфляцию и разлагает финансовую систему еще больше, а налоговые ставки согласно НК РФ не могут повышаться бесконечно.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку необходимость долгового финансирования расходов государства вызвана объективным и явным противоречием в рамках действия закона неуклонного возрастания общественных потребностей и финансово ограниченных возможностей государственного бюджета. Вместе с бюджетом и внебюджетными целевыми фондами, государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных финансов и входит в число основных методов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Как отдельное звено финансовой системы, государственный кредит обслуживает процесс формирования и использования главных денежных фондов государства – бюджета и целевых внебюджетных фондов. Учитывая хроническую недостаточность финансовых ресурсов государства, их дефицитность между доходной и расходной частями, механизм реализации государственных заимствований осуществляется на постоянной основе.

Итак, нехватка финансовых ресурсов у государства,  является объективной причиной использования государственных займов. Поэтому государственные заимствования являются жизненно важным инструментом поддержания сбалансированности госбюджета и стабилизации финансовой системы государства.