Мечта сбылась, и я учу детей … Учу жить, дружить, общаться и мириться, открыто выражать свои чувства, понимать себя и других, а мир принимать таким, каков он есть.
Спустя годы вспоминаются свои первые шаги в школе уже не в качестве ученицы, а в качестве педагога-психолога, когда я испытывала трудности в адаптации к новым условиям, новому коллективу. Какими были эти шаги? Робкие, неуверенные, осторожные… Со временем многое стирается из памяти: первое “спасибо” от классного руководителя; первое “здрасте” от десятиклассника, на которого приходиться смотреть снизу вверх… Многие скажут, что подобные мелочи не имеют значения. Но в нашей профессии, как, наверное, и во многих других, мелочей не бывает.
Не сразу пришло понимание школьной психологической деятельности. А начинается оно с ответа на важнейший вопрос: а чем вообще по своей сути является работа школьного психолога? В поисках смысла своей профессиональной деятельности мне помогло следующее: нужно было остановиться, чтобы разобраться в себе, определить своё место в школе и школы в своей жизни. Сразу найти ответы на вопросы профессионального и личностного характера не получается, и на память приходят какие-то на первый взгляд незначительные события.
Хочется привести пример второклассницы Юли, которая при всём внешнем благополучии в школе и дома, испытывала сильную тревогу при ответах у доски, забывая то, что выучила, боялась услышать усмешки одноклассников. А в классе не имела друзей. После нескольких моих занятий с ней по преодолению страхов и повышению её самооценки, Юля стала гораздо смелее выходить к доске, ответы стали увереннее, а тревожность значительно снизилась.
Подобные случаи были, наверное, у многих психологов, но именно они, а не дежурные слова благодарности оказываются решающими в поисках себя в школе.
То, что дети разного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. А особенно в ней нуждаются первоклассники, которые с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь ребёнку в 6-7 лет трудно адаптироваться к новым условиям, учителю и новому коллективу сверстников. И именно на этом первоначальном этапе школьной жизни им нужна психологическая помощь, поддержка и понимание. Эта помощь осуществляется мною через родителей, педагогов и, конечно же, через общение с самими детьми. А для того, чтобы период адаптации в школе у ребёнка прошёл относительно легко, я провожу с детьми “Психологические игры” по разработанной мною программе уже в течение нескольких лет. Благодаря таким занятиям дети знакомятся друг с другом, у них развиваются эмоциональная сфера и личностные качества, приобретаются коммуникативные навыки, формируется самооценка, а также они успешно адаптируются к меняющимся условиям окружающей жизни.
Поэтому смысл деятельности школьного психолога состоит в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально- психологической природы, выявлении и профилактике этих проблем. А главной целью и смыслом работы педагога-психолога должно стать развитие личности ребёнка и сопровождение его в процессе всего школьного обучения.
Для обретения смысла порой достаточно всего один раз почувствовать свою полезность, но не обезличенную – при составлении отчета или составлении плана совместных мероприятий, а конкретную – хотя бы одному человеку в школе. И тогда становиться понятным, зачем существуют психологи в школе. Поддерживая других, мы поддерживаем себя.