Президент  России в каждом своем послании Федеральному Собранию обращает свое внимание законодателей, исполнительной власти и всего общества на опасный характер коррупции. «…Нынешняя организация работы госаппарата… — подчеркивает он – способствует коррупции», «Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер, тем больше взяток и чиновников, их берущих».

По оценке Генеральной прокуратуры России, в 2002 году чиновниками получено взяток до 16 млрд. долларов США.

Однако, понятие коррупции выходит за рамки взяточничества. В документах ООН и Совета Европы коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

Коррупция не является собственно российским изобретением. Нет ни одной свободной от нее страны. Коррупция сопровождает государство на протяжении всей его истории. Она была известна в глубокой древности государствам Китая, Египта, Греции. Коррупция существует в современных странах, в том числе с наиболее развитыми демократическими традициями.

Согласно исследованию, проведенному с участием Европейского банка реконструкция развития, 45% опрошенных западных бизнесменов заявили, что в Центральной и Восточной Европе дача взятки – обычная практика, 80% указали, что расходы на взятки себя оправдали.

По данным американских экспертов, большинство крупных международных контрактов заключается с компаниями, давшими взятки. Компании, вкладывающие капиталы в других государствах, выделяют целевые средства на взятки местным властям. Эти затраты включаются в себестоимость производства и таким образом закладываются в стоимость товаров и услуг.

В большинстве государств подобное положение не только не пресекается, но и признается полезным и необходимым.

Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. Рассматривая коррупцию как своего рода дополнительный налог на бизнес, они пришли к выводу, что каждое увеличение ставки этого налога на один процент сокращает приток прямых инвестиций в экономику страны на пять процентов, а сокращение коррупции до уровня Сингапура имело бы влияние на объем инвестиций, равное уменьшению налога на прибыль предприятий на 20%.

Россия, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов и научных центров, относится к числу наиболее коррумпированных государств. Независимая организация «Транспаренси интернешнл», исследовавшая индекс коррумпированности власти по десятибалльной шкале, где 10 баллов означает бескоррупционное государство, а 0 – полную коррупцию власти, пришла к заключению, что в России такой индекс составляет 2,4 – 2,6 балла. Более коррумпированные страны на постсоветском пространстве – Грузия, Узбекистан, Азербайджан, Киргизстан, в иных частях мира – Албания, Индонезия, Кения, Уганда, Нигерия, Камерун.

Коррупция оказалась настолько глубокоукорененной в жизнь российского общества, что обрела силу реального систематизирующего фактора. Она пронизывает все сферы, в которых гражданин соприкасается с властью. К примеру, в Иркутске более 70% опрошенных граждан допускают дачу взятки для достижения своих целей, а 60% из них сами давали взятки, в том числе 79% делали это неоднократно. Среди предпринимателей, принявших участие в данном исследовании, не нашлось ни одного, кто бы многократно не давал взятки чиновникам.

Исследователи общественной организации «Технологии – XXI век» подсчитали, что мелкие и средние предприниматели ежегодно тратят на взятки до 6 млрд. долларов США. Чтобы начать самый простой бизнес, требуется дать взятки не менее 50 чиновникам, конвертирующим свои визы и подписи в валюту. По сообщениям, появившимся в прессе в связи с «делом ЮКОСа», крупный бизнес несет затраты на взятки чиновникам до 40 млрд.долларов в год.

Говоря о причинах всепроникающей коррупции, следует исходить из того, что она почти всегда экономически мотивирована. Коррупционный взрыв в России приходится на начало процесса разгосударствления собственности.

С момента, когда был провозглашен и стал воплощаться в практику известный лозунг «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», когда без глубоко осмысленной концепции и программы реформирования страны начались радикальные преобразования в экономике, российское государство надломилось и выпустило из своих рук основные рычаги власти, оказалось в хвосте процессов в решающих областях жизни общества.

Отодвинутое на обочину экономических преобразований, государство периода Б. Ельцина усилиями олигархов и Семьи трансформировалось в орудие криминальной приватизации наиболее прибыльной государственной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования.

Грандиозные масштабы и механизм такой приватизации широко изложены в книге американского журналиста П. Хлебникова «Крестный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления России». «В результате приватизации, — пишет автор, — обогатилась лишь небольшая группа «своих». И далее: «…при проведении в 1995-1997 годах залоговых аукционов оставшиеся сокровища российской промышленности Чубайс распродал по номинальным ценам группе «своих».

Назначенные (по выражению В. Путина) быть миллиардерами, новые собственники основных финансовых ресурсов и экономики страны приватизировали и само государство.

Преследуя собственные интересы, финансово-промышленные группы в стремлении подчинить власть своему влиянию подобно спруту опутали госаппарат на всех уровнях взятками, «растаскивают» его между собой, покупают в нем должности и чиновников с нужным административным ресурсом, места в законодательных, правоохранительных и других органах государственного управления.

Коррумпированное чиновничество стало ключевым фактором экономических отношений. Приватизация и передел собственности, доступ на выгодные рынки, борьба с конкурентами, получение преимуществ на выгодных аукционах и тендерах, льготных кредитов и экспортных квот, заказов на инвестиционные проекты, доступа к субсидированному экспорту, распределению и перераспределению государственного бюджета и другие экономически значимые акты, как правило, сопровождаются коррупционными правонарушениями.

Через коррупционные отношения крупный бизнес реализует свои не только экономические, но и политические цели и задачи, воздействует на политические партии и движения.

Таким образом, коррупция – активный элемент криминальных услуг, на которые существует спрос. Чрезмерная забюрократизированность  власти, ее отношений с населением, особенно в области экономических интересов физических и юридических лиц, избыток разрешительных полномочий государственного аппарата и сферы чиновничьего усмотрения, несовершенство и пробельность административного, экономического (прежде всего налогового) законодательства понуждают предпринимателей и других граждан к установлению коррупционных отношений с властью, созданию теневого сектора экономики.

Своими масштабами и всепроникающим характером коррупция, особенно низовая, каждодневно «убеждает» огромные массы людей в своей несокрушимости. Лишь 16,5% опрошенных граждан полагают возможным успешно бороться с этим явлением, но при благоприятных переменах в экономике. Общественный пессимизм, воплощенный в столь низком показателе, отражает слабую эффективность борьбы с коррупцией. В России выявляется всего около 2% коррупционных преступлений, а к уголовной ответственности привлекается реально не более 0,2% лиц, занимающихся коррупционной деятельностью.

Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству. Но снизить ее порог до уровня, когда она теряет характер явления, предшествующего угрозу национальной безопасности, и перестает определять облик власти и сущность государства, можно и должно. Этого достигли многие страны, в частности, Англия, Дания, скандинавские государства, Сингапур, Малайзия. Есть очевидные успехи на этом пути в бывшей социалистической Польше.

В борьбе с коррупцией базовое значение имеют гуманитарное образование, воспитание позитивной ценностной ориентации людей, начиная со школьной скамьи, повышение интеллекта населения на основе обеспечения доступа всех его слоев и каждого человека к знаниям и культуре, консолидации усилий общества и государства, политических сил и СМИ, направленных на искоренение причин и условий коррупции, создание обстановки нетерпимости к ней в обществе.

Пути сокращения коррупции до уровня подконтрольности обществу следует видеть также в упорядочении экономических преобразований, отношений собственности, устранении избыточного администрирования государства, ограничении сферы чиновничьего усмотрения в экономике и других областях жизни людей, создании необходимых условий для свободной экономической деятельности, антикоррупционных механизмов, эффектно работающих судебной и правоохранительных систем.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Указом главы государства создан Совет по борьбе с коррупцией при Президенте Российской Федерации, состоящий из двух профильных комиссий – по противодействию коррупции и по разрешению конфликта интересов. Совет является совещательным органом при Президенте.

Решение об образовании Совета – несомненный шаг вперед в развитии государственной системы противодействия коррупции. То, что эта проблема взята под личный контроль Президента страны, само по себе придаст мощный импульс  к усилению борьбы с этим опасным явлением.

Представляется, однако, что Совет – это лишь локомотив «антикоррупционного поезда», который надо сформировать.

Основную тяжесть реальной борьбы с коррупцией несут службы МВД России, прежде всего подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями и организованной преступностью. Но для успешного противодействия этим преступлениям и связанной с ними коррупцией структуры МВД объективно не имеют необходимых и достаточных знаний. Алгоритм этой работы, основанный на приоритете оперативно-розыскных методов, а также профессиональные навыки, которые они получают в повседневной оперативно-розыскной деятельности, не  адекватны характеру и сложности рыночных отношений, современных процессов производства, бизнеса и менеджмента, финансовых и экономических систем, интеллектуально утонченным технологиям их криминализации и т.д.

В этом несоответствии главная причина низкой эффективности работы органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.

На наш взгляд, в сложившейся обстановке требуется создание вне системы МВД самостоятельного ведомства по защите экономики от преступных посягательств и борьбе с коррупцией, куда могли бы войти соответствующие структуры МВД с их штатной численностью, возможно финансовая разведка при министерстве финансов России и др.

Имеется в виду, что в деятельности такого ведомства доминирует финансово-экономические методы, в том числе оперативно-экономический анализ, аудит, мониторинг экономики и производства, финансовых и товарных потоков, рынка ценных бумаг, бюджетного и экспортно-импортного процессов и т.д.

В соответствии с этим кадры ведомства должны соединять в себе специалиста в области экономики, финансов и кредитования, банковского и таможенного дела, гражданского, бюджетного, налогового, торгового, валютного, санитарного, экологического, жилищного права а также и уже затем оперативно-розыскной деятельности, уголовного права и уголовного процесса, административного права и административно-служебной деятельности.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Предлагаемый проект носит радикальный характер. Но его появление диктуется той же логикой, что и создание  самостоятельного Комитета по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оценивая данное предложение, следует иметь в виду главное: его реализация – самое правильное, на наш взгляд, решение вопроса о создании эффективной государственной системы борьбы с организованной преступностью, проистекающей из экономики.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

8150

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке