Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Эссе на тему «Насколько я понимаю современные проблемы литературоведения»

Д.К. Манохин отмечает, что «Литература представляет собой сложный культурный феномен. Как область культуры литература является формой рефлексии и репрезентации предельно широкого и разнородного комплекса культурных смыслов, норм и ценностей (психологических, социальных, языковых). Вследствие этого литературоведение должно учитывать и систематизировать достижения всех социально-гуманитарных наук».

Написание эссе за 4 часа

Отчасти я согласна с данным утверждение, точнее. С той его частью, которая говорит, что литература – сложный культурный феномен. Обратимся к рассмотрению понятия феномен. В словаре философских терминов это понятие трактуется, как « (от греч. — являющееся), филос. понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувств. опыте; 2) объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностей основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). В истории философии понятие Ф. интерпретируется в зависимости от истолкования человеч. опыта: как проявление и выражение сущности или идеи». Таким образом, можно утверждать, что литература на протяжении всего своего существования отражала те явления, которые были постигнуты, соответственно, эти явления находят отражение в литературе.

В.И. Тюпа говорит, что «литературовед, анализирующий текст художественного произведения, неизбежно оказывается в парадоксальной ситуации: наука перед лицом искусства». Вот на этом этапе возникает первое моё замечание: неужели мы не можем приравнять науку к искусству? Ведь наука – процесс такой же творческий, как, например, живопись, театр, музыка. Сравнивая термины наука и искусство, мы находим в их трактове схожие позиции: искусство (ст.-слав, искоуси́ти от куси́ть, праслав. kusiti из готск. kausjan) — опытные знания, навыки и умения; то, что делается мастерски, искусно (от искус — опыт, проба; искушение — испытание); наука — наука рассматривается как взаимосвязанная совокупность знаний по всем известным на сегодняшний день. Возможно, моё замечание будет неверно, но всё-таки мне кажется, что сегодня литературоведение создает искусственную проблему, когда начинает разделять науку и искусство и с этой позиции рассматривает художественные произведения.

Второе замечание: сейчас в литературоведении стали появляться новые методологические подходы, которые вытесняют уже сложившие концепции в литературоведении. Полагаю, что этот процесс способен вывести литературоведение на более продуктивный этап развития. Что дает появление новых методик исследования для литературоведения? Во-первых, это формирует взгляд под иным углом на художественное произведение, во-вторых, позволяет отразить современные тенденции развития человеческого сознания и мышления, в-третьих, способствует динамичному развитию науки, потому как на старых методологических принципах новых результатов исследования построить невозможно.

Третье замечание:  современное состояние развития гуманитарных наук не дает возможность для  рационального развития литературоведения. Как мне кажется, это проблема сугубо  политическая, но, в то же время, она смогла затронуть все стороны гуманитарных наук. Поскольку сейчас государство способствует развитию технических наук, гуманитарное знание остается невостребованным, непопулярным, немодным. Все это формирует в сознании молодых ученых принцип «неперспективности» литературоведения как поля для исследования.

Четвертое замечание: «никакой анализ художественного произведения не способен стать основанием для завершающего слова о нем». Эту проблему выделяет В.И. Тюпа. Позволю себе не согласиться с его мыслями. Действительно, один анализ художественного произведения ничего не стоит, он лишь продукт деятельности одного исследователя. Но, если свой взгляд на одно и то же произведение выражают посредством анализа несколько исследователей, то уже возможно говорить о популярности / непопулярности этого произведения, о идейной насыщенности или идейной бедности. Одним словом, только тогда мы можем воспринимать это произведение объективно, а не с точки зрения обычного читателя, для которого главными критериями является одна из двух позиций: понравилось / не понравилось.

Пятое положение:  в современном литературоведении существует множество различных течений и школ, вступающих в скрытую либо явную конфронтацию. На мой взгляд, в современной литературоведческой науке нет ярко выраженных споров… Возможно, я недостаточно осведомлена о проблемах, которые обсуждаются в научных кругах при защите научных работ в области литературоведения, но анализ публикаций в журналах: «Новое литературное обозрение», «Русская литература», «Вопросы литературы»   позволяет говорить о пассивности исследователей, об их нежелании полемизировать и, таким образом, искать решение проблем литературы. Отмечу несколько тенденций, которых придерживаются авторы исследуемых мною публикаций:

  • интерес к современной литературе (А. Соломатн «от кича к кэмпу. О стихах Веры Полозковой и Алины Кудряшовой. // Вопросы литературы, 2010 г.);
  • рассуждения о течениях и направлениях в литературе (В.А. Котельников «О реализме и идеализме в литературе и философии» // Русская литература, 2009 г.);
  • исследования творчества отдельных авторов (Е. Абдуллаев «Детский портрет Людмилы Улицкой» // Вопросы литературы, 2007г.

Таким образом, можно говорить о том, что исследователи предпочитают не полемизировать друг с другом, а работать над той научной проблемой, которая интересует либо только их, либо вообще не была никем исследована. К сожалению, постулат «в споре рождается истина» к современному литературоведению, на мой взгляд, неприменим.

В заключении отмечу, что современные проблемы литературоведения мыслятся мною, в большей степени, как искусственно созданные, кроме того, современное литературоведение не способно динамично развиваться в той научной среде, которую для нее создало государство. Положительным остается тот факт, что появляется довольно много современных писателей, которых интересно изучать, возможно, в скором времени литературоведение, как и человек, перейдет на новый виток своего развития.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1057

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке