Считается, что некоторые неписаные законы твёрже всех писаных. Действительно ли это так? И что это за «неписаные законы»?

Существует немало теорий происхождения права, различных взглядов на него и на его сущность. Но среди всего многообразия этих идей выделяются две, противопоставленные друг другу теории: естественно-правовая и нормативистская. Представители первой теории эпохи Возрождения считали, что каждый человек от рождения обладает принадлежащими ему субъективными, естественными правами независимо от нормативного закрепления их в законе. И, по их мнению, ничтожен тот закон, который противоречит этим правам: он, наоборот, призван охранять и защищать их. Представители же возникшей в более поздний период Нового времени в Германии нормативистской теории утверждали, что право есть закон, принятый в установленном порядке и руководствоваться следует лишь им.

Безусловно, право как социальная система должна иметь своё внешнее выражение. История знает такие формы права, как правовой обычай – не закреплённое ни в каких письменных документах исторически сложившееся правило поведения людей, прочно вошедшее в их жизнь и сознание; юридический прецедент, нормативно-правовой акт, правовая доктрина, религиозные нормы, нормативный договор. Но, несмотря на это внешнее выражение, нам важно именно внутреннее содержание закона, его сущность. Что есть закон: воля общества или воля элит? На чём основаны нормы, общеобязательные к исполнению: на потребностях всех или же на интересах меньшинства, нередко противопоставленных общему благу? Выходит, всё сводится, в конечном счёте, к легитимности властных структур, и отношение людей к законам зависит от того, чью волю они выражают. Ведь каждый индивид обладает свободой, которую не способны «заглушить» законы. Они лишь как регуляторы общественных отношений призваны охранять справедливость, на который и основывается реализация права большинством. Лишь в том обществе можно наблюдать высокий уровень правосознания, социальную стабильность и правопорядок, где законы одобряются массами, а там, где этого не происходит, рано или поздно грядёт социальная революция.

Как сказал однажды Лившиц, «право – это нормативно закреплённая и реализованная справедливость». Это определение – консенсус между двумя вышеупомянутыми теориями происхождения права, и мы должны стремиться к претворению этого консенсуса в жизнь. Ведь право, как теперь очевидно, содержится не на бумаге, а в сознании. В сознании как общества, так и каждого из нас.

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

6488

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке