Конкуренция- это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. Она является элементом рыночного механизма, обеспечивающим взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. В рыночной экономике решение основных вопросов экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? зависит, в основном, от действенности экономических законов — закона спроса и закона предложения, которые А.Смит назвал «невидимой рукой рынка» в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Возьмем, к примеру, конкуренцию в условиях рынка. Это состязание, это борьба за потребителя. На рынке у многих продавцов аналогичный товар, но каждый из них стремится продать его на выгодных условиях. Для этого применяется реклама и всякие средства для придачи своему товару не только внешне привлекательный вид, а еще и надобность. Каждый производитель желает получить большую выгоду со своего товара. А покупатель же стремится приобрести качественный товар за меньшую стоимость. В этой борьбе побеждает тот продавец, который сумел сделать качественный товар, доступный широкому кругу покупателей и продать его на взаимовыгодных условиях. Конкуренция необходима производителям, так как они завоевывают свое место на рынке. Доказательством этому может быть даже то, что производят в Китае. Мы стремимся купить вещь дешевле, но не плохого качества, так как мы покупатели. Допустим, мы хотим взять микроволновую печь. В фирменном магазине нам приглянулась печь по цене 4300руб. и где-то неподалеку в другом магазине мы видели печь похожую на эту и со сроком гарантии на год меньше, но по цене 3500руб. В принципе мы и рассчитывали примерно на такой срок ее службы нам. То почему бы не взять дешевле? И так почти со всеми товарами, произведенными в Китае. По качеству они почти такие же, как и в других фирмах, а себестоимость товара низкая. Так Китай и завоевал свое место на рынке. Мы получили возможность выбирать — дешевый и качественный товар, в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей. Задачей же государства, выбравшего путь рыночной экономики, является создание условий для свободной конкуренции. Поэтому идеи А.Смита о свободной конкуренции как обязательном условии существования рыночной экономики, актуальны и важны и в наше время.