Причина тому нигилизм, которым негласно руководствуется современный человек в принятии своих решений.

Нигилизм – умонастроение,  выражающееся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов.

Очевидно, что данная позиция исходит из скептицизма – подвергания всего сомнению, который в свою очередь является прямым аналогом неуверенности современного индивидуума в своем будущем и соответственно в ценностях, которыми он руководствуется при принятии решений, имеющих влияние на его жизнь.

Начало такого общественного скептицизма лежит в глобальных проблемах современного человечества. Вот некоторые из них: загрязнение окружающей среды, безвозмездное исчерпание ресурсов планеты, возможность международных конфликтов с применением ядерного оружия, упадок ценности социальных отношений.

Существуют три пути решения данных проблем, которые казалось бы, должны положить конец всем сомнениям. Но каждый из них сам по себе является аргументом в пользу нигилизма.

1) Гуманитарный путь. «Гуманитарии видят выход в обращении к традициям древности, в усилении религиозного, морального, гуманитарного воспитания, в возвращении к духовному культурному наследию, на базе которого возможно восстановление солидарности людей и сплоченности общества» (Б.В. Марков «Философия»). Данное направление не подходит, так как полностью отметает техническое решение проблем, основная часть из которых является следствием научно-технического прогресса.

Стоит отметить, что повышение культурного развития человечества не есть быстрый процесс, а значит, природные ресурсы могут закончиться раньше, чем высоко духовное общество увидит и разрешит эту проблему.

2) Технологический путь. Приверженцы этого направления « считают выходом из кризиса ускоренное развитие цивилизационного процесса, глобализацию и вестернизацию, а также развитие современных технологий, снижающих техногенную нагрузку на природу» ( Б.В. Марков «Философия» ).

В данном случае рассмотрим два варианта развития событий: успешный и провальный.

Первый заключается в том, что будут найдены альтернативные источники энергии, которые помогут сохранить ресурсный потенциал нашей планеты.

Однако в процессе разработки технологий для работы с такими источниками, все больше устройств будут интегрированы не только в наш быт (что уже произошло), но и социальную сферу. Уже сейчас социальные сети во многом заменили личное общение. В итоге мы получим, техногенное общество с обнищавшим социальным сектором, которое похоже на современное. Возврат к нигилизму очевиден.

Второй подразумевает ситуацию, при которой альтернативные ресурсы найдены не будут, а энерго-затраты для их поисков настолько усугубят экологическую ситуацию, что решить подобные проблемы вряд ли представляется возможным. И вновь возвращаемся к нигилизму.

Следовательно, технологический путь тоже не подходит.

3) Третий путь можно назвать золотой серединой. Здесь мы видим равномерное развитие экологически чистых технологий и духовности общества.

Следует отметить, что в данном случае очень важен нормативно-правовой аппарат, регулирующий не только социальную сферу, но и четкое и необходимое применение новых технологий и системы санкций за игнорирование элементарных экологических регламентов.

Но и здесь имеется камень преткновения. Современное общество является обществом потребления, которое основано на преумножении материальных благ каждого индивида. Такой подход к оценке сущности характерен для западной школы философии, и действительно, данная модель общественных отношений берет свое начало во времена Великой депрессии (которая оставила особенно сильный след на США, Канаде и Европе), и затем активно развивается после Второй мировой войны. С количеством потребления растет и масштаб производства.

Казалось бы, самый простой вариант – бороться с расширением производства. Снижение общего количества товара и его вариативности с течением времени будет способствовать упадку желания потреблять всё и вся. Но это очень не выгодно глобальным корпорациям, и, как следствие — государствам, на территории которых располагаются главные офисы, ведь налоги на такие компании не будут лишними для бюджета любой страны.

Таким образом, мы имеем общество, развитые страны которого лоббируют интересы торговых компаний и следствием которого являются глобальные проблемы современности.

Необходимо отметить, что направленность общества на удовлетворение материальных потребностей одной личности неизбежно ведет к проявлению эгоистичных качеств.

Вспоминая понятие нигилизма, можно прийти к выводу, что люди, которые имеют возможности для улучшения подобной ситуации, но не делают этого из-за собственных целей, являются приверженцами этого философского направления.

Как мы видим, первый из трех путей решения глобальных проблем не подходит, следующий неизбежно приводит к нигилизму, а последний не только регулируется нигилистами, но развивает в людях качества присущие им.

Таким образом, тенденция потребления, которой придерживается современное общество, научный прогресс, который ведет к кризису социальных отношений и пути решения глобальных проблем, следующих отсюда, не оставляют сегодняшнему индивиду выбора другого направления в эмоциональном развитии, кроме как в сторону нигилизма, что и подтверждает тезис, сформулированный в начале.