Введение

Становление рыночной экономики в России сопровождается повышением значения позитивного права как инструмента социальной регуляции. Налоговая система России в данном случае не является исключением, и именно право способно наиболее эффективно управлять поведением субъектов в процессе сбора налогов. Система контроля за соблюдением норм права, в особенности норм, относящихся к публичным отраслям права, является непременным условием их эффективного применения. В Российской Федерации сложилась достаточно разветвленная система государственного контроля, обеспечивающая соблюдение законов и иных нормативных правовых актов.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Значительное количество государственных и муниципальных органов общей и специальной компетенции вовлечены в работу по контролированию правильности применения нормативных правовых актов. Немалое число органов государственного контроля занимаются проблемами применения налогового законодательства. Реализация государством функции налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований законодательства о налогах и сборах. Согласно статье 2 НК отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, относятся к предмету регулирования законодательства о налогах и сборах. Несмотря на то, что сам Кодекс не содержит определения «налогового контроля», анализ его норм позволяет сделать вывод, что объектом налогового контроля является деятельность налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов по исполнению своих обязанностей при уплате налогов и сборов. Этот вывод позволяет уяснить, что же готов понимать под термином «налоговый контроль» законодатель.

Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам.

Выездная налоговая проверка является важнейшим методом контрольной работы налоговой инспекции. Этой работе уделяется повышенное внимание на всех уровнях налоговой системы, поскольку она приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений. Право налоговых органов проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.

В НК РФ определение выездной налоговой проверки отсутствует, однако из описания ее процедуры можно понять, что это — проверка, проводимая по решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиками в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов.

Основные понятия и правила проведения и оформления выездных налоговых проверок изложены в ст.ст. 87, 89, 99, 100, 101, 101.1 НК РФ.

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика, это следует из текста ч. 2 ст. 89 НК РФ. Однако если у проверяемого налогоплатель щика отсутствует возможность для приема и предоставления документов проверяющим, то в этом случае, в соответствии с письменным заявлением налогоплательщика, проверка может быть проведена в помещении налоговой инспекции, но по правилам проведения выездных проверок.

Объектом выездной налоговой проверки, как и объектом камеральной проверки, является правильность исчисления и уплаты налога на основе налоговой декларации. Иные документы, представленные плательщиком в налоговую инспекцию, включая и бухгалтерскую отчетность, объектами выездной проверки не являются, а рассматриваются только как источники информации.

При подготовке выездной проверки налоговая инспекция имеет право использовать любую имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Основным источником информации в ходе выездной налоговой проверки становятся первичные документы налогоплательщика, касающиеся вопросов исчисления налоговой базы по проверяемым налогам и налоговым периодам, обоснования права на льготы, вычеты по налогам, применение пониженных налоговых ставок налога и т. п. В ходе выездной проверки налоговая инспекция имеет право использовать предусмотренные ст.ст. 90 — 98 НК РФ права по сбору доказательств совершения налогового правонарушения.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

НК РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок. К ним можно отнести ограничения:

— по проверяемому периоду (три календарных года, предшествующих году проверки);
— продолжительности проверки (как правило — не более двух месяцев);
— повторяемости (запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период);
— частоте проведения (налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездных налоговых проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период).

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Если у проверяемой организации есть филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В этот срок не засчитывается период между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 Н К РФ и представлением им запрошенных документов.

В случае выбора для проведения выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и другие обособленные подразделения, налоговая инспекция, контролирующая головную организацию, не менее чем за 30 дней до начала очередного квартала должна уведомить инспекции, на учете в которых состоят обособленные подразделения, о планируемой проверке. Налоговые органы также вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Для проведения выездных налоговых проверок в инспекциях ФНС России созданы отделы выездных налоговых проверок. Как правило, в инспекции создается два или три отдела, при этом один из отделов занимается выездными проверками основных налогоплательщиков.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, силами не менее чем двух налоговых инспекторов. Это связано с необходимостью изучения в ходе проверки большого объема первичных документов и выполнения многих процедур по обеспечению доказательств выявленных нарушений. При групповой работе обеспечивается быстрое взаимное обучение сотрудников методике проверки тех или иных вопросов и обмен опытом между ними. Проверка группой сотрудников целесообразна и с точки зрения обеспечения их безопасности.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В отделах выездных налоговых проверок, как правило, нет постоянных, участвующих во многих проверках групп. Состав группы определяется при подготовке решения о проведении проверки. Выделяется сотрудник, ответственный за результаты проверки, который не только проверяет отдельные вопросы сам, но и координирует работу других участников группы. Налоговый инспектор, ответственный за проведение проверки, занимается также оформлением ее результатов, участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок являются первым этапом работы налоговой инспекции по проведению таких проверок. На этом этапе определяются перечень организаций, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроки проведения и вид проверки, кадровые ресурсы, необходимые для их проведения.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок проводятся в несколько этапов:

1. Сбор и систематизация информации о налогоплательщиках.

2. Камеральный анализ налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков.

3. Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков на контролируемой налоговой инспекцией территории.

4. Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок.

5. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

6. Предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок, и подготовка перечней вопросов, подлежащих проверке.

Работа налоговой инспекции по проведению выездных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах организуется на основе ежеквартально составляемых планов. Работа по подготовке квартального плана выездных налоговых проверок ведется отделом выездных проверок с учетом заключений, представляемых другими отделами инспекции. План проведения выездных проверок утверждается руководителем налоговой инспекции не позднее, чем за 10 дней до начала очередного квартала.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Корректировка плана выездных налоговых проверок может проводиться только при наличии серьезных оснований, таких, как получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов, поручений правоохранительных органов по проверке плательщиков, не включенных в план и т. п. Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налоговой инспекции и его заместителями, курирующими работу по организации таких проверок.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка организаций и индивидуальных предпринимателей проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Указанное решение должно содержать:
— наименование налогового органа;
— номер решения и дату его вынесения;
— наименование проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП;
— период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который проводится проверка;
— вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
— фамилии, должности и классные чины сотрудников инспекции, входящих в состав проверяющей группы; если в проверке будут участвовать представители правоохранительных и контролирующих органов, то указываются их фамилии, должности и звания;
— подпись руководителя инспекции, вынесшего решение, с указанием его фамилии, должности и классного чина.

Акт составляется на бумажном носителе на русском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц. В акте выездной налоговой проверки не допускаются не оговоренные помарки, подчистки и иные исправления.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю проверяемой организации либо  Необходимо отметить, что большинство документов, оформляемых в ходе выездной налоговой проверки, должны вручаться проверяемому плательщику под расписку. В том случае когда плательщик отказывается от их получения, документы направляются ему по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения и считаются полученными через 6 дней после отправки. Если налогоплательщик отказывается расписываться в получении документа или ознакомлении с ним, сотрудники налогового органа сами делают соответствующую отметку на документе за своей подписью. Таким образом, никаких процессуальных последствий такие действия налогоплательщика не имеют.

Они только создают нервозную обстановку в ходе проверки. Более того, отказавшись получить акт проверки или решение по акту проверки, плательщик вынуждает инспекцию направить ему этот документ по почте и, соответственно, «откладывает» свое знакомство с ним на несколько дней, хотя это время целесообразнее использовать для изучения аргументов проверяющих и формирования своих возражений. Таким образом, проверяемому налогоплательщику нет смысла отказываться от подписи на документах, вручаемых ему в ходе или по результатам выездной налоговой проверки, или от расписки в их получении индивидуальному предпринимателю и состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.