Тот факт, что Орел является литературной столицей, всем давно известен, и воспринимается жителями без должного энтузиазма, что совершенно непростительно, и непростительно в первую очередь тем, кто должен развивать Орел как культурный центр и знакомить с историей города его гостей и жителей.

История края напрямую связана с жизнью и бытом всей страны. Но кроме литературы с историей и культурой Орловщины тесно сплетаются народное искусство и традиции. Здесь сохранились уникальные народные промыслы. Орловщина до сих пор сохранила такие богатые фольклорные традиции и народные промыслы как «Орловский спис». Декор этой вышивки запоминается своими необычными, даже причудливыми очертаниями, чаще всего напоминающими «древо», «древо жизни», «древо познания добра и зла». Среди видов народного творчества так же всемирно известными являются кружева. В Орловской губернии своим кружевом известны были три города – Орел, Елец и Мценск. Так же в Орловской области было распространено плетение из лозы и соломки. Лозоплетение и по сей день существует, так же как и много лет назад остается одним из редких видов ремесла. Что касается керамики, то на Орловщиние она известна с незапамятных времен. Орловские земли богаты глиной и люди научились применять ее в быту уже очень давно. Помимо гончарного производства посуды существует так же глиняная уникальная чернышенская и плешковская игрушка, отличающаяся своей самобытностью и хранящая память с еще до христианскими временами края.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

На Орловщине с древнейших времен существовало гончарное искусство, а централизованное массовое производство керамики было организовано в шестидесятых годах двадцатого века — керамическая фабрика. Керамическая фабрика сыграла огромную роль в истории  орловской керамики.

К сожалению, в современной ситуации производство керамики в Орловской области существует только в частных мастерских и у индивидуальных предпринимателей.  В 2012 году фабрика как большое централизованное предприятие перестала существовать, оставив Орел и Орловскую область не только без собственного производства самобытных керамических изделий, но лишив их так же одной из достопримечательностей отличавших этот край от множества других.

Этот важный исторический пласт, к сожалению, почти забыт и очень мало изучен. К примеру, в народе сохранилась память о купце Кандыкове который добывал глину на месте расположения современной керамической фабрики, саму эту местность даже прозвали «Кандычка», но, к сожалению более подробной информации о его производстве не сохранилось, была ли это посуда или печные изразцы теперь не ясно.

Среди современных художественных производств основными продолжателями и хранителями национальных традиций являются народные промыслы. Люди уже порядком устали от дешевого китайского ширпотреба. Сейчас интерес вызывает ручная работа, более родная, сделанная с душой. В каждом изделии чувствуется рука мастера, который вкладывает в него свой труд, отношение к работе и душу.

Но о том, что в Орле были, и другие производства свидетельствует штамп на одном из найденных изразцов. Говоря о подобных находках хочется отметить, что отношение в Орле к историческим ценностям от мелких предметов быта до целых историко-культурных памятников поистине варварское, люди в основном в силу своей не осведомленности об исторической ценности того или иного предмета или здания считают его просто старьем и спешат избавиться. Такая тенденция, к сожалению, наблюдается уже давно, но в то же время в современной России дух патриотизма и интереса к родной истории и культуре на фоне исторических и  политических событий, начинает проявляться все сильнее. Именно сейчас в моде ощущается подъем русского стиля, и поэтому именно сейчас необходимо помочь людям узнать больше о родной культуре. Что как не декоративно-прикладное искусство может сделать это легко и без ощущения навязывания. Сувенирная продукция всегда была своего рода обучением в игровой форме, способная рассказать историю и заинтересовать только благодаря своей красоте и доходчивости. В современном мире люди привыкли к родным местам в самом худшем смысле этого слова, когда перестаешь замечать, то что видишь каждый день. Приезжая заграницу мы не устаем восхищаться самобытностью каждой местности и гордостью людей за тот факт, что они живут именно здесь на протяжении поколений. Обычно мы привозим оттуда сувениры которые связаны с интереснейшими, на наш взгляд, историями тех или иных городов, когда же речь заходит о нашем родном крае то ни рассказов ни сувениров чаще всего у нас не находится, зачастую это создает впечатление у самих орловчан оторванности и никчемности. Те сувениры, что имеются в продаже просты и незатейливы или же если они являются авторскими работами то они скорее всего очень дороги. Парадоксально то, что такая продукция зачастую производится даже не в самом Орле. Остальные сувениры представленные на рынке такие как Гжель, матрешка, лаковая миниатюра и другие великолепные произведения искусства исторически и территориально принадлежат не Орловской области, хотя по праву являются достоянием всей России. Но насколько ближе становиться сувенир человеку и насколько приятнее его дарить, когда ощущаешь непосредственную связь через него с прошлым своего родного края.

Орловцам есть чем гордиться. Историческое прошлое  края представляет несомненный интерес для всех, кому небезразлична судьба России, кто понимает и ценит важность для будущих поколений работы по сохранению и приумножению историко-культурного, духовного наследия наших предков.

Облегчить жизнь мастерам можно на региональном уровне, обустраивая площадки для продажи изделий, фестивали и создавая благоприятные условия для работы мастеров. При этом выиграют и область, и художники, работающие в этой сфере. Так, к примеру, возвращаясь к сувенирной продукции, в Орле она не имеет конкурентоспособных самобытных сувениров с символикой Орла отражающих его богатейшую историю и культурное наследие, не говоря уже о литературном достоянии орловского края.  Хотя в Орловской области довольно велик поток туристов интересующихся именно этой тематикой, да и сами орловчане, прямо скажем, не знают, что и где приобрести для памятного подарка гостям города, или же когда сами собираются в гости. Так же для многих жителей орла вообще остаются неизвестными все вышеперечисленные факты, даже существование керамической фабрики прошло для многих незамеченным.

В общем, без централизованной помощи сложно вернуть нормальное состояние, как производства, сбыта так и простого  интереса даже собственных жителей к орловским промыслам. Но при соответствующей поддержке властей и создании ими благоприятных условий для работы, еще возможно создать совершенно новое современное пространство на территории Орловского края где история и культура в синтезе с ремеслом зазвучат совершенно по новому. При этом необходимо восстановить учебную базу, благодаря которой будет возобновлена подготовка специалистов в этом направлении, а так же организованы кружки для детей и взрослых где занятия керамикой, другими видами ремесла и история родного края будут подаваться вместе, в интереснейшей форме, и край снова приобретет свою уникальность самобытность.

Как уже говорилось ранее в Орле ситуация обстоит иначе. А ведь изучение народного творчества способствует пониманию того, что в произведениях мастеров таятся образное мировосприятие и высокая духовность. Народное искусство, таким образом, представляет собой одновременно материальную и духовную культуру.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

В связи с этим, становится ясно, что на базе уже существующих в Орловской области промыслов просто необходимо создать новую сеть, органично вплетенную, в общую канву развития города Орел как культурно-туристического центра. Если за подобные проекты взяться сообща и привлечь внимание властей, то вполне возможно Орел вновь зазвучит уже ни просто как литературная, но как культурно-промысловая столица России.

Конечно, чтобы подобные планы смогли быть воплощены в реальность необходимо собрать те крупицы, которые остались от когда-то богатых промыслов и всеми силами поддерживать их. Это возможно лишь при заинтересованности  жителей региона. Создав, к примеру, центр орловской керамики и открыв в нем музей образцов керамики производимой когда-то на фабрике, а так же организовав при этом центре курсы для детей и взрослых, где люди могли бы познакомиться с гончарным искусством и приобщиться к истории родного края, можно решить сразу множество проблем. А если, при этом, проводить какие либо мероприятия и привлекать внимание общественности, то очень скоро станет ясно, что в городе множество людей заинтересованы  искусством керамики в целом и орловской керамикой в частности, а так же и другими видами ремесел.

Работа по реализации концепции деятельности, предложенной выше, конечно, так же предполагает планомерную разъяснительную работу среди населения, которая помогала бы ему осознать значимость предлагаемых преобразований, чтобы люди смогли увидеть свое место, свой интерес в развитии собственной территории. Возможные направления деятельности: издание брошюр, популяризирующих деятельность по развитию туризма и гостеприимства в районе; расширение имеющихся школьных учебных программ по краеведению с включением в них истории Орловского района, дальнейшее развитие школьных краеведческих музеев и мастерских традиционных ремесел; создание системы работы с учащимися школ и безработной молодежью по обучению основам туризма и гостеприимства; дальнейшее развитие деятельности профильных лагерей для детей и молодежи по русской провинциальной культуре; разработка системы мероприятий по приобщению детей, учащейся молодежи и всех слоев населения и района к русской истории и культуре через посещения музеев, беседы, тематические вечера и т. п.; организация туристических поездок по городам и районам области, замена всего сувенирного комплекса и продвижение орловского сувенира.

Важным вопросом остается политика власти на местах, которая способствовала бы работе народных мастеров на различных участках в работе народных художественных промыслов, привлечении молодежи к развитию местных видов народного искусства как неотъемлемого историко-этнографического источника формирования современной национальной культуры.

Проследив историческую эволюцию ремесла Орловщины можно отметить необходимость применения на практике всех знаний накопленных в нашем регионе в и внедрении их на практике. В преддверие 450-летия Орла считаю это направление приоритетным для продвижения города как культурно-туристического центра. Благодаря сочетанию знаний в области рекламы и  искусства мне представляется довольно интересным направление продвижения культуры Орловской области по более современному пути, а где как не в молодежном правительстве это наиболее возможно.