В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов является атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважения к закону, рост преступности и насилия. Процессы коммерционализации всех сфер общественной жизни, внедрение принципов рыночной экономики обусловили сдвиг в предпочтениях населения и в частности молодежи при выборе места работы в сторону более привлекательных в материальном плане сфер профессиональной деятельности. Таким образом, сегодня в социальных учреждениях ощущается недостаток молодых специалистов, имеющих специальное профессиональное образование.
Немаловажное значение для определения имиджа профессии социального работника имеет фактор источников информирования населения о социальных учреждениях и тех услугах, которые они оказывают. Главным источником о социальных учреждениях и их услугах является привычное для человека социалистического периода «сарафанное радио». В то же время сами учреждения социальной защиты и органы государственной власти, которые должны быть в первую очередь заинтересованы в пропаганде собственной деятельности, оказались в стороне от проблемы информирования населения, а средства массовой информации и социальная реклама могли бы играть более существенную роль.
Низкий престиж профессий социальных работников и низкий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на рынке труда.
Социальная работа в массовом сознании населения воспринимается как плохо оплачиваемая профессиональная деятельность, связанная с проблемными семьями и трудными подростками. Кроме того, основной акцент в представлениях населения при построении негативного образа данной профессии делался на ошибках специалистов, которые имеют место быть в реальной практике. В качестве доказательства правомерности своих утверждений указывают на информацию из телевизионных новостей и прессы.
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, принадлежит демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократичность, ни социальность не являются стабильными константами – их актуализация представляет собой процесс, который осуществляется со множеством сбоев. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения прямо влияет на социальную активность людей. Неудачное строение властных структур, когда-то отвечавшее потребностям времени, а потом безнадежно устаревшее, может сделать неэффективным проведение социальной политики, даже если предпосылки ее были вполне успешны. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения.
Проблема доверия населения социальной работе как социальному институту во многом пересекается с проблемой доверия граждан социальным работникам как профессионалам, способным оказывать помощь своим клиентам на высоком профессиональном уровне.
Позиция населения обусловлена рядом социальных и психологических причин. Это, во-первых, традиционное недоверие населения к власти, которая контролирует социальные учреждения, регламентирует их деятельность. Во-вторых, низкий уровень информированности населения о профессиональных возможностях социальных работников, о методах и результатах их деятельности. В культуре практически всех социальных слоев общества отсутствует норма обращения к помощи специалистов при возникновении трудных жизненных ситуаций. Наиболее действенным рекламным средством популяризации социальных услуг выступает «сарафанное радио», т.е. мнение тех, кто не только получил помощь от профессионалов, но и остался удовлетворенным ее качеством, рассказывает об этом своим близким и знакомым и советует им поступить также. При этом речь, как правило, идет не об обращении к профессионалам вообще, а о том, чтобы прибегнуть к помощи данного, конкретного лица, компетентного − с точки зрения бывшего его клиента.
Одним из эффективных средств преодоления такого недоверия к профессионалам является своеобразное хождение в народ: организация широкомасштабной просветительской, профилактической и консультативной деятельности, когда специалисты социальной работы встречаются с населением по месту жительства, работы, учебы, идут в семьи, трудовые коллективы и пр., выступают в средствах массовой информации, а не замыкаются в стенах своих учреждений и не ждут пассивно «у моря погоды».
Население достаточно высоко оценивает необходимый уровень профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Они считают, что в эту сферу деятельности, кроме самих социальных работников, чаще всего идут педагоги, психологи, медики, социологи, юристы.
Исходя из вышесказанного, выявляются два узловых фактора, негативно влияющих на имидж профессии «социальной работы», – ограниченность внимания властных структур к работникам этой профессии (особенно проявляется в недофинансировании учреждений социальной сферы) и недостаточная профессиональная компетентность многих из них.