Антиной жил в во II веке, родился предположительно в 111 году и умер в 130 в долине реки Нил в Египте. Он был греком, родом из города Клавдиполя (малоазйиской провинции Вифиния), в настоящее время находящимся в настоящее время на северо-западе Турции, но тогда это была ионическая чатсь Греции. Антиной познакомился с Адрианом во время императорского путешествия по Малой Азии и Ближнему Востоку. Адриан был впечатлен красотой юноши и тот вступил в его ближайшее окружение. С момента их встречи, и вплоть до своей смерти, Антиной сопровождает императора во всех его путешествиях.

Адриан, будучи ярым поклонником различного рода древностей, архитектуры, искусства часто выбирался в путшествия по римским привинциям. В 128 году он отправился на три года в великое турне по Ближнему Востоку. Когда император возвращался из Иудеи в Египет — последний пункт своего маршрута — его поездка была омрачена личной трагедией: верный спутник Адриана — молодой Антиной — утонул при загадочных обстоятельствах в реке Нил 30 октября 130 г. , в районе города Беза, в Среднем Египте. Существовует множество вариантов интерпретации причин этого события, превалирующей из которых является версия самопожертвования Антиноя.  Он обрек себя на гибель ради своего императора, чтобы дать Адриану шанс начать новую жизнь, спасти его репутацию и честь. Дело в том, что вокруг их отношений витало слишком много слухов, относительно их близости. сейчас открыто признается, что Антиной был любовником императора Адриана.

Так или иначе, Адриан очень долго и горько оплакивал смерть своего приближенного и в память о нем основал город Антинополь, и провозгласил Антиноя богом. Это было чересчур даже по римским нормам, которые допускали лишь обожествление императора и его ближайших родственников. Адриан, обожествив Антиноя после смерти, приравнял его тем самым к членам императорской семьи, достойных таких почестей, а не к друзьям или любовникам не-римского происхождения.

«Умирает в Египте Антиной, прелестный мальчик необычайной красоты; Адриан, пышно похоронивший его (потому что имел его в числе любимцев), вносит его в число богов, и его именем был назван город.» (Иероним. Изложение Хроники Евсевия Памфила. Под 131 г. от Р.Х. [Иероним 1910, с.340])

Культ Антиноя получил распространение, главным образом, в греческих и египетских провинциях Рима. Вместе с культом распространились и изображения Антиноя, как в простом портретном виде, так и в образе древнегреческих богов и героев, и в египетском обличье. Его почитали как Осириса и Адониса, Аполлона и Диониса, Гермеса и Геракла. Масштабы увековечивания его памяти были исключительными — до нас дошло больше изображений Антиноя, чем многих других знаменитых римлян.

В Госудасрвтенном Эрмитажа хранится один из многочисленных бюстов Антиноя. Он выполнен полностью из мрамора и датируется второй четвертью II века. Приобретен И.И. Шуваловым в Риме и поступил в Эрмитаж в 1777 году.

Данный бюст не единственный в своем роде и является частью исторического наследия культа Антиноя — прекрасного вифинскского юноши, трагически погибшиего в Ниле во время путешествия со своим любовником Адрианом в Египет в 130 году, по велению которого и был обожествлен.

Бюст характерен для традиционной иконографии Антиноя. Прекрасный юноша изображен по всем канонам изображения мифилогических богов и героев. Черты его лица и тела идеальны в своих формах, а сам портрет является примером выдающихся успехов античных скульпторов в ваянии божественных образов.

В портрете Антиноя лично меня поразила удивительная точность передачи черт лица и форм тела. Это, быть может, идеализированный образ, но выполненный мастерски. Настоящий Антиной как будто выпирает из своего мраморного обличия и скоро выберется окончательно — настолько живым получился бюст.