Несмотря на то, что последние два десятилетия ознаменовались прогрессивное развитие инвестиционного законодательства, приток иностранного капитала в Россию находится на достаточно низком уровне.

Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Виды инвестиций:

1. в зависимости от объекта вложения инвестиций:

  • прямые — инвестиции, которые сделаны физическими или же юридическими лицами, но они должны обладать не менее 10% (в зависимости от законодательства той страны, где находится предприятие) акционерного капитала или акций данной организации;
  • прочие — имеют отличие от прямых тем, что покупка облигаций, акций, паев и т.д. составляет менее десяти процентов в складочном (уставном) капитале организации;
  • портфельные — такие инвестиции как прямые и портфельные, но не подпадающие под их условия инвестиции.

2. в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала данные инвестиции бывают:

  • Реальные инвестиции – это инвестирование в любой долгосрочный проект, который связан с покупкой уже существующих или же новых производственных объектов настоящих активов за рубежом, непосредственно участвующих в процессе производства.
  • Финансовые инвестиции означают покупку иностранных денежных активов или ценных бума.
  • Нематериальные инвестиции – это приобретение концессий, патентов, различных лицензий и торговых марок и других нематериальных активов.

3. По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют:

  • Государственные инвестиции, которые являются вложениями денежных средств государственных бюджетов, которые направляются за границу по решению Правительства страны. Данные средства могут быть выделены и с помощью государственных кредитов, помощи, займов, грантов.
  • Частные инвестиции – это такие денежные средства инвесторов, которые вложены в различные объекты и размещены вне страны резидентства частного инвестора.
  • Смешенные иностранные инвестиции – вложения, которые осуществлены за границей и частным и государственным инвесторами.

4. В зависимости от характера использования:

  • Предпринимательские инвестиции – это косвенные или же прямые вложения в разные виды бизнеса, целью которых является получение прибыли с помощью дивидендов.
  • Ссудные инвестиции – это инвестиции доход по которым инвестор получает при помощи ссудных процентов.

Есть несколько уровней регулирования иностранных инвестиций: национальный и международный, т.к. иностранные инвестиции затрагивают минимум две страны: нахождения инвестора и получателя инвестиций (организации, например).

Чаще всего такое регулирование опосредуется путем заключения двусторонних соглашений о защите капиталовложений или об устранении двойного налогообложения. Причина распространения двусторонних соглашений состоит в том, что двум государствам бывает легче обеспечить единообразное регулирование таких вопросов, как определение круга инвесторов, допуск иностранных физических и юридических лиц к хозяйственной деятельности, закрепление определенного режима для иностранных инвесторов, — чем решать эти вопросы посредством универсальной унификации, учитывая правовые позиции разных государств.

В России действует федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый в 1999 году.  Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России. Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 16.11.2011)  «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»  устанавливает  изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и  совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.  Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011)  «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторам предоставляются следующие гарантии:

  1. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
  2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
  3. Гарантия для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации (стабилизационная оговорка);
  4. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
  5. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
  6. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
  7. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

В таких странах с развитой экономикой, как США, Германия, Англия, Франция, специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, которые применяются к деятельности национальных инвесторов. То есть иностранные инвесторы пользуются абсолютно теми же правами, что и инвесторы этих стран. В нашей стране существует отдельное законодательство для иностранных инвесторов, которое закрепляет широкий спектр гарантий иностранным инвесторам.[2]

Несмотря на довольно сильнейший правовой  инструмент по привлечению зарубежного капитала в Россию, он также является и тем фактором, который отталкивает иностранных инвесторов. Даже такое большое количество гарантий не уравнивает положение иностранных и отечественных инвесторов.

Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.  Гарантии прав иностранных инвесторов говорят о том, что российские законодатели делают всевозможное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику.

На мой взгляд,  для решения этой проблемы необходимо обратить внимание на совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства. Также большое влияние в данном  вопросе имеет политическая и экономическая нестабильность. Резкое, и порой неоправданное, на мой взгляд, изменение законодательства приводит к тому, что иностранные инвесторы опасаются за свой капитал, вложенные в развитие российской промышленности, так как в одночасье они могут лишиться всех гарантий. Нельзя, конечно, отрицать тот факт, что их средства смогут защитить международные соглашения, но и полностью полагаться на них бессмысленно.

Также можно четко разграничить критерии, пределов и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, разделить обязательства и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами государственной власти разных уровней, а также органами местного самоуправления. Такие меры приведут к тому, что субъекты федерации и органы местного самоуправления будут стремиться к выполнению взятых на себя обязательств.

Пока политика и экономика нашей страны находятся в шатком состоянии, отечественное производство будет испытывать дефицит иностранных инвестиций.