Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т. д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования.

Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики. Это обусловило появление в научном обиходе понятия «экономическая конституция». Большинство исследователей исходят из характеристики экономической конституции как совокупности конституционных положений, относящихся к сфере экономики. В рамках такого понимания экономической конституции необходимо особо выделить подход профессора Г. А. Гаджиева, согласно которому «экономическая конституция» представляет собой совокупность конституционных положений, связанных единым предметом – отношениями в сфере экономики – и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей. Данный подход имеет важное значение и для науки предпринимательского (хозяйственного) права, поскольку обусловливает следующий вывод: если Конституция РФ содержит проникнутые внутренним единством положения, связанные единым предметом – отношениями в сфере экономики, то в порядке реализации этих конституционных положений необходимо принять специальный нормативный правовой акт, содержащий нормы, связанные единым предметом – хозяйственными отношениями.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В целом же подходы к понятию «экономическая конституция» отличаются разнообразием. Так, под экономической конституцией вформальном смысле понимается закон или группа законов государства, обладающих высшей юридической силой, содержащих нормы, регулирующие экономические отношения. В материальном смысле – это только нормы конституционного уровня, а также других правовых актов, охватывающих положения, значимые для экономических отношений. Возможно, что такое деление и является спорным, однако, исходя из смысла подобных подходов, имеет право на существование и точка зрения, согласно которой в качестве «экономической конституции» рассматривается антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Что касается попытки возрождения неоднократно отвергнутой Конституционным Судом РФ идеи о Гражданском кодексе РФ как «экономической конституции», то даже представители цивилистической науки считают ее абсолютно неуместной, отмечая при этом, что Гражданский кодекс РФ вообще не предназначен для регулирования всех групп отношений, в совокупности составляющих общее понятие «производственные отношения». Из четырех стадий производственных отношений, функционирующих в сфере производства, распределения, обмена и потребления, гражданское законодательство, в силу присущей ему юридической природы и своего предназначения, в состоянии полностью регулировать лишь имущественные отношения в сфере обмена товаров.

Не вдаваясь далее в дискуссии об «экономической конституции», тем более что это бесспорная «территория» науки конституционного права, представляется необходимым обратить внимание на отсутствие в Конституции РФ специальной главы, посвященной регулированию экономики. Подобная глава, как и само упоминание об «экономической конституции», отсутствует, например, в Основном законе ФРГ, однако споры о том, содержит ли Основной закон определенную экономическую конституцию или принципы, в соответствии с которыми должна выстраиваться экономическая жизнь, не затихают с момента образования ФРГ. «Федеральный Конституционный суд отмечает, что Основной закон в вопросе об экономическом устройстве очень сдержан. Законодатель сознательно оставил вопрос об экономической конституции открытым… Современное экономическое устройство в соответствии с Основным законом – лишь одно из возможных, но не единственно возможное. Оно базируется на принятых законодателем решениях в сфере социальной и экономической политики, которые могут быть заменены или изменены другими решениями».

За последние десять лет сложилось новое научное направление, относящееся к общему учению о государстве, – конституционная экономика. Юристы и экономисты пробуют объединить свои усилия для выяснения, как конституционное право может влиять на принятие важнейших (стратегических) экономических решений, составляющих суть экономической политики государства. «Конституционная экономика – это научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве».

Постоянное возрастание роли конституционного права в обществе – одна из основных идей названного научного направления. Поэтому неизбежно возникает вопрос о том, есть ли пределы постоянного возрастания роли конституционного права в государственном регулировании экономики Кроме того, отпадает ли необходимость в специальном отраслевом обеспечении государственного регулирования экономики

Так, профессор В. Д. Мазаев отмечает, что расширение и усложнение конституционно-правового регулирования не означает эскалацию конституционного права на всю совокупность общественных отношений, размывание конституционного воздействия. Целевым назначением содержания предмета конституционного регулирования остается то, что в него входят отношения по обеспечению равновесия во взаимоотношениях общества, государства и личности с использованием политической власти как важнейшего инструмента и гарантии этих отношений. Профессор В. Д. Мазаев делает далее вывод о том, что конституционная экономика – «одно из интересных творческих междисциплинарных направлений раскрытия регулятивного потенциала наиболее обобщенных и социально значимых конституционных положений в сфере экономики. «На наш взгляд, наибольший успех данное направление получит в рамках методологических разработок общей теории конституционного права и философии права».

Профессор В. К. Андреев подчеркивает, что Конституция РФ признает и гаранирует права и свободы граждан и объединений, а не регулирует общественные отношения с их участием.

Под воздействием конституционных положений в Гражданский кодекс РФ была включена в качестве предмета регулирования предпринимательская деятельность, но она не получила сколько-нибудь самостоятельного регулирования, будучи заслоненной, а иногда и просто подмененной категорией «имущественные отношения». Гражданский кодекс РФ занимает правовое поле, которое, исходя из норм Конституции РФ, является сферой предпринимательского права.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы