Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Эссе на тему «Прогресс – не случайность, а необходимость» — (Г. Спенсер)»

Что такое прогресс и в чем сущность главного критерия прогресса? По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Почему английский философ Герберт Спенсер считает прогресс не случайностью, а необходимостью? Попытаюсь поразмышлять над этими вопросами и определить, насколько прав автор.

Написание эссе за 4 часа

На мой взгляд, в своем высказывании английский философ затрагивает актуальную во все времена проблему взаимосвязи прогресса и развития общества. Чтобы обосновать свое отношение к данной проблеме, обращусь к таким понятиям, как «прогресс», «регресс», «критерии прогресса». Мыслители давно задумывались над вопросом, в каком направлении движется человечество. Вера в общественный прогресс сопровождала человека тысячелетиями, и поэтому идея прогресса была самой главной идеей в социальной философии даже тогда, когда ее подвергали критике. Итак, под прогрессом (от лат. progressus – движение вперед) понимается направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного – к более совершенному.

Соответственно общественный прогресс — это процесс развития и совершенствования человеческого общества, поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким. В этих определениях шкала изменений установлена по принципу «простой сложный», «низший — высший». Попробую это обосновать.

Известно, что без изменения ничего нет. Все природные и социальные процессы находятся в состоянии постоянного изменения. Но не всякое изменение приводит к развитию и тем более к прогрессу. Для этого необходимо наличие соответствующих условий. Понятие «изменение» по объему шире понятий «развитие» и «прогресс». Всякое развитие и всякий прогресс предполагают изменение, но не всякие изменения, как уже отмечалось, обязательно ведут к прогрессу или развитию. Что касается соотношения понятий «развитие» и «прогресс», то понятие развития шире понятия прогресса. Поэтому всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу, поскольку общественный прогресс это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

На мой взгляд, нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям, потому что для социального прогресса главной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер. Вообще, надо сказать, что революции – исключение, тогда как эволюционный путь прогресса является естественной формой восходящего развития общества.

Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Но отсюда вовсе не следует, что в его развитии не бывает регресса, для которого характерны переход от высшего к низшему, изменения к худшему, возвращение к изжившим себя структурам, понижение уровня организации, утрата способности к выполнению тех или иных функций. Примером регресса в обществе может служить переход от демократии к тоталитаризму, к авторитаризму.

История сложный и противоречивый процесс. Она есть продукт деятельности миллионов и миллионов людей, в ней происходит борьба между новым и старым, и бывают периоды, когда новое терпит поражение, в результате чего общество совершает гигантские скачки назад. Иначе говоря, прогресс и регресс сосуществуют, а сам прогресс противоречив. Поэтому если попытаться прогресс человечества изобразить графически, то получится восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и огромные скачки назад.

Одним словом, все прогрессивное в одних областях, как правило, сопровождается негативными процессами в других. Например, египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи и тысячи людей. В современных условиях удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом и т. д.; удобства передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Другими словами, человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Тем не менее, несмотря ни на что, прогресс носит объективный и неизбежный характер, и никто, на мой взгляд, не в силах остановить движение общества по восходящей линии. Значит, прогресс действительно необходим, и в этом я солидарна с автором.

Вместе с тем общественный прогресс немыслим без субъективного элемента, то есть без деятельности людей, творящих свою собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели. Именно от активности людей, от их целенаправленности и желания изменять существующие порядки в лучшую сторону, создавать необходимые условия для проявления сущностных сил человека во многом зависит социальный прогресс. И в этом смысле проблема общественного прогресса напрямую связана с проблемой критериев прогресса. Ими являются: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; возрастание степени свободы, которое общество может предоставить человеку. Но самым универсальным критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии пре- доставить индивиду. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке всего человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Наконец, в подтверждение авторской позиции можно привести высказывание русского писателя Н. Г. Чернышевского: «Отвергать прогресс такая же нелепость, как отвергать силу падения».

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: я согласна с английским философом Гербертом Спенсером в том, что прогресс – не случайность, а необходимость.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

10268

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке