Так, например афинский тиран Критий в 5 веке до н.э. писал: «Религию придумали мои славные предшественники из высшей знати, которые искали способ как лучше управлять людьми». Или другой пример, когда религия воспринималась как аллегорическое знание. Эту идею выдвинул Тиоген в 6 веке до н.э. Согласно ему, религия представлялась и понималась как некий особый способ познания мира, который позволял человеку познать мир вокруг себя не только с помощью научного подхода, но и позволял узнать, какие-то глубокие, высшие, основополагающие истины и знания, которые наукой, в принципе, добыты быть не могут.  Это, в некотором роде, главные идеи, объясняющие устройство вселенной. В эпоху Средневековья, как известно, остро стоял вопрос религии и войны. Печальная веха истории известная как Эпоха крестовых походов, когда война стала делом правым по велению Господа. Когда рыцари отдавали свои жизни за главную святыню христианского мира – Гроб Господень. Не это ли прямо показывает, что роль религии и церкви была главенствующей в то время? Определенно. Или еще пример, борьба Ленина с религией. Он считал ее ненужным атрибутом государства, считая, что вера мешает простому человеку, она ему просто не нужна. Именно поэтому в советское время религия жестко критиковалась. Несмотря на то, что Карл Маркс писал: «Религия – это опосредованный результат общественных отношений, выражающийся, как психическая конструкция, иллюзорное сознание, необходимое человеку, чтобы компенсировать несправедливость, тяжесть и конфликты в реальном материальном мире». Проще говоря, Маркс считал, что религия это психический механизм, придуманный человеком, чтобы легче переживать несправедливость и страдания. Он считал неосмысленным бороться с религией самой по себе, поскольку, пока жизнь не справедлива, религия будет существовать, и бороться с ней бессмысленно. Религия исчезнет сама только при условии, что будет построено справедливое государство. И таких примеров можно приводить огромное множество. Как видно из вышесказанного, на разных этапах истории человеческого общества религия играла различные роли во всех сферах жизни. Но сейчас я хочу задаться несколько другим вопросом, а именно, какое значение имеет религия, и какую роль она играет в современном обществе?

Вопрос весьма не простой, и чтобы попробовать в нем разобраться попытаемся понять, какое положение занимает религия в современном мире. И так, в современном обществе решающее воздействие на положение религии оказывают две главные силы современности — наука и политика. Их сравнительно быстрое развитие ведет к неоднозначным для религии последствиям, во-первых, разрушаются традиционные установки религиозного общества, но тем самым, часто для религии открываются и новые возможности. Во-вторых, огромные успехи научно-технического прогресса, все большее овладение природой и ее ресурсами с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе колоссального приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Хотя, стоит обратить внимание, что ожидания, типичные для прошлого века, уже столь недалекого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, надо согласиться, что и не смогла бы, даже если и захотела, но при всем при этом она вызвала глубокие, в некотором роде фундаментальные перемены в религиозном сознании — в понимании Бога, мира, человека, его места в этом мире, да вообще мироздания в целом. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что наука вышла далеко за пределы того мира, который человеку был хотя бы визуально или чувственно доступен. Именно это дало новый шанс для религиозного мироощущения. И здесь необходимо, я считаю, сказать о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния поставила современное общество, а вместе с тем и религию, перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. И в результате, вывод напрашивается сам собой, ведь  сами по себе ни наука, ни техника еще не дают, и думаю, не смогут дать, решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения современного общества, они ориентируют работу церкви на повышение нравственного потенциала человека. Церковь не пытается вернуть человека в «былое русло», так сказать к старым канонам нравственности, а делает попытки интерпретировать нравственные и этические установки, подстраивая их под современность, под мировоззрение современного человека.

Давайте на минуту представим мир, в котором нет религии, нет храмов, церквей, нигде нет звона колоколов, не поют молитв, не читают проповеди. И как? Лично я вижу в таком мире пустую темноту, ничем не заполненную пропасть без конца и края. Ведь, даже если задуматься на секунду, человек начал верить в сверхъестественные силы, как только у него развилось мышление, и он стал пытаться осознать мир и явления вокруг себя. А произошло это без малого 40 тысяч лет назад. Большой срок, не так ли? Я считаю, что совершенно любой человек, который, глубоко не задумываясь, посмотрит на эту проблему со стороны, поймет, что человечество не живет без веры всю свою «сознательную историю» существования. Да и надо сказать, что не сможет жить. Мы стоим перед неопровержимым фактом истории – религия бессмертна. Каждого новорожденного ребенка крестят, тем самым отдают под покровительство Всевышнего, дабы он наставлял его на жизненном пути, и после смерти в последний путь провожают по религиозным обычаям. В самые тяжелые моменты жизни человек ищет утешения, и порой, не находя его среди людей, идет в церковь, потому что там его примут и выслушают, что, несомненно, пусть не полностью, но частично принесет в душу покой.

Да, думаю, теперь стоит сказать об одной из главных задач религии в обществе. Именно с помощью религии человек определяет для себя цель и смысл жизни. С помощью веры он строит свои жизненные цели, определяет принципы, также на этом строятся надежды верующего вырваться за пределы  ограниченности (так сказать вера в светлое будущее), избавиться от страданий, одиночества, страха и прочих проблем, которые тяготят не только само человеческое физическое существование, но и его душу.

И так, переходя уже к заключению своего небольшого рассуждения на тему роли религии в современном обществе, хочу обратиться к высказыванию русского религиозного философа С.Н.Трубецкого: «Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политическое. Можно также определить его как животное верующее… Человек верит в определенный смысл мира и смысл существования, в безусловную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование его представляется ему бессмысленным, бесцельным, случайным и лишним». Так что, можно сказать, что какие бы события не сотрясали мир, не разрушали устои общества до основания, религия все равно будет жить. Люди приходят к вере, отходят от нее сами или отстраняются насильственно, но все равно, рано или поздно, вновь возвращаются к ней. А почему? Да потому, что вера живет в сердце, а значит вместе с человеком, и умрет она только вместе с последним человеком на Земле.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

12157

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке