Каждая эпоха таит в себе что-то необычное, но столь притягательное. И открытие нового и непознанного всегда несёт в себе нравственное переживание. Что же принесёт нам очередная эпоха?
Ведь каждый виток времени важен в истории человечества. Тем и интересно изучение каждого периода времени, потому что оно так не похоже на предыдущее. Но можно рассматривать культуру и искусство не только глобально, измеряя столетиями, но и более локально. И развитие отдельно взятого города будет существенно отличаться от другого, даже если эти города развиваются и одновременно. И они будут отличаться своими устоями и традициями.
Город Екатеринбург – один из удивительнейших городов в том плане, что задумывался он как промышленный город. Искусство, в первую очередь архитектуры, как таковое возникает гораздо позже. И позже развивается в Екатеринбурге в отличие от других крупных столичных городов и другие виды искусства.
Современная ситуация в искусстве, сложившаяся в Екатеринбурге, вызывает двоякое отношение. Сложно сказать однозначно, что этим движет, потому что в его основе лежит больше не искусствоведческая линия, а нечто иное. Современное искусство словно оказалось поделённым на две стороны – коммерческое и некоммерческое. На мой взгляд, коммерческое искусство не может являться искусством с большой буквы, потому что в его основе лежат деньги. Создаваемые в этой манере произведения являются «искусством ради денег». Эти полотна можно использовать как отличный предмет интерьера, гармонично вписывающийся в квартиру. И проблема тут заключается в том, что художник становится ремесленником, который создает свои произведения в угоду зрителя. Зритель становится своего рода «заказчиком». А зритель тут тоже может быть разным. Он может любить нечто классическое и требовать «красивые картинки», может быть избалованным, и тогда он захочет нечто экстравагантное, что может повысить его социальный статус в обществе. И ему не обязательно тогда разбираться в искусстве. Он покупает картины потому, что они дорогие, потому что это «модно». И мне кажется, что это не та ветвь, по которой должно двигаться искусство.
А вот некоммерческое искусство переживает своеобразный упадок. Художники создают свои работы по собственным переживаниям и мироощущениям. Они не ставят перед собой цель – продать свою картину. Не отрицаю, что художники тоже хотят «продаваться» и зарабатывать себе на жизнь. Но, к сожалению, не все так гладко как кажется. Такие работы продаются не очень активно, и тогда у художника есть только 2 пути – сидеть без денег или писать «на заказ в угоду зрителя»…
Но радует, тот факт, что искусство в Екатеринбурге есть. Оно развивается, придумывает новые формы и сюжеты, всевозможные техники исполнения. Только ко всем новшествам хотелось бы добавить больше ясности и небольшой конкретики. Ведь для художника важно, чтобы его поняли, а для понятия его искусства нужно подтолкнуть зрителя мыслить, думать и находить ответы для понимания.