Чтобы было несколько понятнее, давайте рассмотрим определение предприятия: «Предприятие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги». То есть предприятие является основным звеном рыночной экономики, так как оно является поставщиком товаров и различных услуг.

По размеру предприятия разделяют на малые, средние и крупные. Главными различающими факторами здесь являются: количество работников, размер основного капитала, годовой оборот, количество рабочих мест, затраты на оплату труда и использование исходных материалов. В нашем случае мы будем рассматривать средние предприятия, следовательно, к средним предприятиям относятся те, у которых количество сотрудников от 100 до 250. А так же, согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. №101 средние предприятия имеют ограничение по выручке в размере 1000 млн. рублей. Хотя, если подумать, это слишком большой доход для средних предприятий при таком количестве сотрудников, видимо это преднамеренное узкое бутылочное горлышко, для превращения предприятия в крупное, как по мне, было бы правильнее увеличить размер средних до 350-400 человек, хотя это зависит от самого предприятия и от того, чем оно занимается.

Относительно законодательной части, малые и средние предприятия регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Из интереса оттуда можно подчеркнуть государственную политику по отношению к средним предприятиям.

Государство пытается обеспечить благоприятные условия для развития средних и малых предприятий, обеспечивает конкурентоспособность субъектов, оказывает содействие в продвижении производимых ими товаров и услуг, увеличивает количество субъектов, обеспечивает занятость населения, увеличивает долю товаров и услуг в объеме ВВП, а самое главное — увеличивает долю уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

К сожалению, картина обстоит несколько хуже, чем выглядит на словах. Все дело в том, что в Российской политике и законодательстве зачастую нет ничего общего. И до определенного времени в законодательстве не было четкого определения среднего бизнеса, но было определение малого. При этом малые предприятия платят налоги ниже обычного. Сложные налоги заменены простыми налогами на доход, а отчисления в фонд заработной платы составляет 14% вместо 26% у крупных предприятий. Введенные государством меры по поддержке малых предприятий дали ощутимые результаты.

Но что же со средними предприятиями?  В основном это небольшие фабрики и заводы. Но можно ли было считать подобные предприятия успешно развивающимися? Я бы так не сказал, да и помощь государства для таких предприятий не имела четкой системы и не давала особого результата. Существовали меры по освобождению от НДС продукции научного характера, меры по поддержке сельхозпроизводителей и другие узконаправленные программы.

Раньше средним предприятиям было по-настоящему тяжело, они были вынуждены платить налоги как крупные, но при этом их структура была не более развита, чем у малых, а при повышенных налогах, их существование было намного тяжелее.

Но это уже в прошлом, в законодательстве установили четкие и ясные цифры разграничивающие малые и средние предприятия от крупных. Теперь упрощенный налоговый режим применяется по отношению к малым и средним предприятиям, разница только в ограничении годового дохода.

К сожалению, средний бизнес все равно требует поддержки государства. Увы, оно не всегда может её обеспечить. Давайте рассмотрим такую интересную штуку, как госзаказ. В последнее время все больше государственных денег уходит на различные государственные закупки по специальным конкурсам и тендерам, которые предлагаются для различных предприятий. Побеждают те, кто предложит более выгодную цену и товар\услугу, однако, эта система абсолютно коррумпирована и огромное количество госзаказов представляют из себя откаты огромных сумм из бюджета государства в руки заказчиков. Иногда это доходит до маразма, некоторые госзаказы до предела смешны и безобразны, тратятся огромные суммы, на абсолютно ненужные товары или услуги, при этом побеждает какое-нибудь случайное предприятие, которое обладает должными связями и возможностью выполнить госзаказ. При этом ущемляются все остальные предприятия, пытающиеся выиграть конкурс. При этом заказчики приловчились прятать госзаказы так,  чтобы обычные предприятия не могли их найти, пользуясь обычной уязвимостью кодирования текстовых данных. То есть, многие реально хорошие предприятия, которые могут нести неплохую прибыль за счет госзаказов просто остаются ни с чем. А госзаказы играют большую роль в поддержке малых и средних предприятий нашим государством, следовательно, многие предприятия лишены этого вида поддержки. Но мы же не про разворовывание государственного бюджета говорим, не правда ли?

На государственном вмешательстве в жизнь средних предприятий, я думаю, можно закончить. Давайте рассмотрим внутреннее устройство подобных предприятий, а точнее то, как им удается стабильно функционировать и добиваться определенных целей.

Во-первых, стоит отметить то, что у каждого предприятия есть сильные или слабые стороны. И действительно важно уметь видеть эти стороны и делать различные поправки на них. Слабости могут скрываться где угодно, будь то какой-либо производственный процесс, способ распространения продукции или маленький опыт в какой-либо отрасли. Для выявления таких слабостей можно создать бизнес-модель предприятия, состоящую из разных диаграмм, каждая из которых соответствует определенным нотациям. В ходе создания подобной модели можно выявить огромное количество недостатков или слабых мест, а так же найти способ их обхода или устранения. У мало опытных средних предприятий основной слабостью может быть структура внутренней организации различных процессов производства, распределения готовой продукции или предоставления услуг.

Не стоит забывать про конкуренцию среди предприятий. Вполне вероятно, что окружающая конкурентная среда не сложна, однако, скорее всего она достаточно динамична. Предприятию необходимо анализировать и изучить своих конкурентов, а так же рынок и его возможности, однако это большие затраты, как денежные, так и информационные, в наше время информация играет ведущую роль в конкурентоспособности предприятия. Зачастую предприятие не может даже обработать полученный поток информации, в таком случае оно может прибегнуть к помощи специалистов, но это стоит ещё больших денег.

С конкуренцией напрямую связан спрос на товары и услуги. В дополнение к анализу отрасли может проводиться специальный рыночный анализ, посвященный не столько конкурентам, сколько спросу, то есть таким вопросам, как емкость рынков, темпы его роста, динамика цен и другим. Для многих малых и средних предприятий решающее значение в окружающей обстановке наряду с общеэкономическими факторами имеют местная конкурентная ситуация и местный рынок. Для оценки рисков и возможностей предприятие может аналогично прибегать к помощи и консультациям, а так же специализированным обучениям.

Для предприятия нет ничего важнее управления. Управление — это в некотором роде способность определять цели и достигать их. Маршрут по достижению цели начинается с её определения, затем следует составления плана, после правильно составленного плана, предприятие начинает принимать различные решения и реализовывать их, реализацию решений следует контролировать. Любой процесс управления связан с информационными потоками внутри предприятия: огромные потоки информации идут из одних отделов в другие, от руководителя к другому руководителю или сотруднику, необходимо правильно распределить перемещение информации и реализовать оперативную передачу оной, для возможности принятия быстрых и верных решений внутри предприятия. Средним предприятиям с этой стороны частично повезло, в отличие от малых, в средних предприятиях все информационные потоки более четко распределены между большим количеством руководителей, каждый из которых отвечает за более узкую область предприятия.

Должное внимание стоит уделить организационной структуре предприятия. Зачастую предприниматели не уделяют какого-либо внимания организационной структуры, думая, что все будет работать и без неё, якобы каждый сотрудник знает, что он должен делать. А все сотрудники подчиняются одному руководителю, в средних предприятиях это неприемлемо, это связанно с большим количеством работников, при размере предприятия от 100 до 250 сотрудников обойтись без организационной структуры невозможно. В подобных предприятиях вводится ещё один уровень иерархии в организационной структуре, в который добавляются начальники различных отделов, которые подчиняются главному директору. Отделы распределяются по различным отраслям производства и функциям, которые они выполняют.

В заключение хочется сказать, что среднее предприятие все-таки имеет явное отличия от малого, ему гораздо тяжелее существовать без должного контроля и правильного распределения обязанностей. Тем более среднее предприятие получает заметно большую прибыль от своей деятельности, однако налоги платит такие же, как и малое, что вполне хорошо для его развития. Однако средним предприятиям может не хватать опыта для своего существования, а так же не стоит забывать про слабую государственную поддержку в нашей стране.