Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. В конечном счёте победивший кандидат должен достичь стабильности и порядка в общественной жизни, как того хотели граждане. Железный канцлер Отто фон Бисмарк сказал: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и перед выборами». Эта фраза, сказанная на заре демократии, возможно, и не потеряла своей актуальности. Каждый кандидат или партия стараются дать населению большие обещания относительно улучшению качества жизни и усиления мощи государства в случае их прихода к власти. Однако реалии управления страной не всегда позволяют достичь намеченных в программе целей. И это не значит, что кандидат обманул своих избирателей, это значит, что достижение намеченного не всегда возможно осуществить за один срок. Но избиратели не в состоянии оценить все обстоятельства и все сферы управления обществом. В связи с чем возникает ощущение обмана избирателей. И на следующих выборах избиратели меняют свои политические приоритеты. Это позволяет кандидатам и партиям анализировать свою политику, работать над ошибками и выходить на новые выборы с обновленной, более реалистичной программой. В этом и состоит смысл демократических выборов: каждый избиратель имеет свободу выбора, и при этом ему не нужно разбираться в тонкостях политики. Избиратель воздействует на политическую ситуацию своим голосом. И совершенно правы 61% наших граждан, считающих, что «выборы – это возможность повлиять на власть» и 68% выпускников ВУЗов, высказавшихся в пользу того, что «выборы- это борьба политиков за власть». Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
Например, выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации (это право приходит в действие с 18 лет). Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Избрание предусматривается того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей.
Таким образом, выборы — это важная часть демократического государства. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков.