Воспринимается Лунгин в обществе неоднозначно; его взгляд на вещи необычен, а подача зачастую оказывается непонятной. Так что, любой новый фильм Павла Семеновича — вызов массовой культуре, и предмет острой полемики. Таким оказался и «Царь», вышедший в 2009 году.

Всегда очень сложно начать говорить о чем-то настолько монументальном. «Царь» — действительно целая веха в отечественном кинематографе. Фильм оказывается противоречив не только в его оценке обществом, но и в своей структуре: называясь формально историческим фильмом, он по сути является набором символов, аккуратно выстроенных в рамках отдельно взятой исторической эпохи. И Лунгин, как демиург изощренного символизма, здесь предстал во всей красе: потребовалось немало времени, чтобы осмыслить, что же на самом деле произошло на экране. Историей в чистом виде это можно назвать лишь в контексте отображения лица эпохи — опричного кровавого безумия. Во всем остальном, как уже все успели заметить, фильм мажет мимо хронологии тут и там. Но это не важно, потому что истинная причина подобных «ляпов» — сосредоточить внимание зрителя на обобщенной проблеме правления тирана, не растягивая фильм в попытках соответствовать исторической действительности. Такое прощается только великим режиссерам.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В «Царе» Иван Грозный в исполнении Мамонова не только обезумевший тиран, но еще и олицетворение разгула самодержавия, имеющее место в политике всех времен; эдакий гротескный образ ужимистого, злостного правителя, готового на все, лишь бы оправдать праведность своих поступков. У Лунгина сумасшествие Грозного — патология, и победить такую оголтелую злость, можно только общенародной силой.
Подобную тему единого восстания было бы даже более логично поместить в фильм о Смутном Времени, подумают многие, но нет: в то время враг, хоть и засел прямо в сердце страны, но все-таки был внешним. В случае с Иваном Грозным, народу приходилось противостоять порождению собственного общества, почитай, себе самому. Искоренить подобное сложнее всего. Здесь необходимо восстание духовное, а катализатором подобного должно послужить событие по-настоящему воодушевляющее — самопожертвование. Герой Олега Янковского — Филипп Колычев — в фильме служит именно этой цели. На протяжении всей картины мы наблюдаем, как Филипп постепенно приходит к мысли, что добиться чего-то можно только крайними мерами, а мириться с опричными зверствами митрополит не может, потому что человек святой. В конце концов он сам оказывается в опале и принимает мученическую смерть.

На самом деле, Павел Лунгин неоднократно и довольно прозрачно намекает на аналогию митрополита Филиппа и Иисуса Христа в последней трети фильма, но это лишь обрамление. Филипп намного ближе русскому человеку, чем Иисус Христос: за него можно держаться, его вспоминать и его приводить в пример. Именно смерть митрополита в «Царе» послужило толчком к пробуждению нации. И в финальной сцене, когда Грозный понимает, что никто не вышел к нему на «празднество», праведная сила все-таки победила — народ одолел дьявола внутри себя.

P.S. Написанное выше является полуосознанной попыткой анализа картины сразу после просмотра, «криком души», если позволите. Было сложно втемяшивать в и без того неровный текст вопросы, написанные в задании, поэтому отвечаю на них ниже:

Безусловно тема нравственной дуэли Филиппа и Грозного раскрыта целиком и полностью. На этому и строится, по большму счету, вся проблематика картины, поэтому первоначальное название было вполне оправдано.

Образ блаженной девочки — печальный образ, призванный проиллюстрировать отчаянную ситуацию, когда кровавую машину режима уже не остановить. Ее смерть — поворотный момент для Филиппа, с этого момента он больше не будет покорно отмалчиваться.

Иван Грозный в «Царе» неоднократно заявлял, что всякая власть — божья воля. Это наряду с верой в собственной помазаничество, которую успешно подпитывал Филипп, развязывало ему руки, позволяя вершить «праведное» насилие.
Грозный говорил: «Как человек я грешен, а как царь — праведен!».

А начальная сцена, на мой взгляд, не несет в себе никаких скрытых смыслов.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2332

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также