Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Контрольная работа на тему «Антикризисная политика 2015-2016 годов»

Не так давно Россия преодолела два кризиса, 1998 и 2008 годов. Первый возник вследствие нестабильной внутренней экономической политики, на фоне политической обстановки в стране. Второй кризис, 2008 года возник как ответ на мировой финансовый кризис.

Содержание

Введение

Понятие экономического кризиса и антикризисного регулирования

Особенности кризиса 2015-2016 года в РФ

Антикризисная политика 2015 года и её результаты

Антикризисная политика 2016 года и её результаты

Заключение

Библиография

Введение

Не так давно Россия преодолела два кризиса, 1998 и 2008 годов. Первый возник вследствие нестабильной внутренней экономической политики, на фоне политической обстановки в стране. Второй кризис, 2008 года возник как ответ на мировой финансовый кризис.

Текущий кризис, 2014-2017 года особенен тем, что он развивается в нашей стране на фоне нормального финансового роста стан Европы, США, Китая. Одна из причин развития кризиса в РФ — падения цен на энергоносители, введение санкций в виде финансовой и технологической блокады, а так же ответный мораторий установленный РФ на ввоз некоторых видов продукции на наш рынок. Совокупность этих причин привела к ухудшению экономической ситуации в РФ и для стабилизации экономики была разработана антикризисная политика 2015-2016 годов. Меры указанные в антикризисной политике, а так же результат её реализации мы разберем в данной контрольной работе.

Понятие экономического кризиса и антикризисного регулирования

Под экономическим кризисом принято понимать тяжёлое состояние социально-экономической системы, угрожающее её устойчивости и жизнеспособности в окружающей среде.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Стоит отметить, что выход из кризиса совершенно не связан с витком роста экономики. Так как возможен переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут расцветать как цепная реакция и объясняться определенными политическими причинами.

Понимая, что в масштабах любой социально-экономической системы существует система управления, приблизимся к выводу о том, что преодоление кризисов — процесс которым можно и нужно управлять. Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса и результативности предпринимаемых антикризисных мер. [11]

В предсказание кризисов важен своевременный анализа факторов и процесса развития, путем использования показателей оценки состояния социально-экономической системы. В этих целях диагностирование и прогнозирование кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу.

Антикризисные меры — это совокупность мер средствами которых достигается выход из кризисного состояния посредством имеющихся ресурсов. Характеризуя антикризисные меры, необходимо дать оценку «антикризисному регулированию» — как государственной мере преодоления кризиса в масштабах социально-экономического стояния страны [10].

Итак, Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту физических и юридических лиц от кризисных ситуаций. Регулирование может включать в себя проведения широких антикризисных мер по ряду направлений: фискальное, структурное, денежно-кредитное, научно-техническое, промышленное, инвестиционное, ценовое, внешнеполитические и социальное.

Особенности кризиса 2015-2016 года в РФ

Заявив о наличий социально-экономического кризиса в РФ мы не «откроем Америку», каждый гражданин нашей страны ощутил это кризис на себе, но основные особенности этого затяжного кризиса мы должны указать.

Итак, разберем особенности текущего кризиса в РФ.

.Угнетение социальной сферы — падение в 2015 году з/платы на 10% по отношению к 2014 году, снижение пенсии, рост скрытой безработицы, рост численности малоимущих граждан с 16 миллионов до 22 миллионов (работоспособное население получающее з/плату ниже прожиточного минимума, остановка в индексации пособий, снижение затрат на здравоохранение и образование, при этом рост расходов на государственный аппарат [1]) Повышение ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года с 9,5% до 17%, что привело к обвалу валютного рынка и увеличению стоимости кредита. Сверхвысокий уровень инфляции цен, 15-16% в 2015 году, при этом, саму инфляцию можно охарактеризовать как инфляцию издержек, при которой происходит одновременный рост цен и падение производства. Причины инфляции издержек можно увидеть в следующих трех факторах: удорожание банковских кредитов по причине санкций и роста ключевой ставки ЦБ;

удорожание импорта по причине падения курса руля;

усиление государственных монополий и сокращения конкурентной среды [2]

.Недостаточное развитие малого бизнеса. Экономика с высокой долей предприятий малого бизнеса, например как в США — 60%, более устойчива к социально-экономическим кризисам. Но в России доля малого бизнеса существенно ниже, только 20%, и с течением кризиса эта доля начинает сокращаться. Отсутствие слоя малого бизнеса делают экономику РФ мало подвижной и сверх восприимчивой к внешним факторам. Острая проблема пенсионного обеспечения, при соотношении 100 пенсионеров к 120 работающим гражданам. Подобная диспропорция создает огромную нагрузку на экономику страны, при том, что в ближайшие годы соотношение пенсионеров к работоспособному население будет только расти. Формирование широкого привилегированного класса — чиновничества, не участвующего в производстве ВВП, но содержание, которого становиться бременем экономики. Эмиграция из России. В 2014 году из страны мигрировало 308 тысяч человек;

В 2015 году из страны мигрировало 350 тысяч человек.

Антикризисная политика 2015 года и её результаты

Антикризисный план 2015 года разработанный правительством РФ состоят из мер объединенных в семь групп и направлен на активизацию экономики РФ. Разберем подробно все семь групп мер антикризисного регулирования, попутно отметив результаты их реального воплощения в жизнь.

группа — Меры направленные на поддержку кредитных учреждений в суме 1,55 тр. рублей. Цель меры в выделение кредита через банковский сектор фирмам значимых отраслей экономики. Однако, здесь ест спорный момент связанный с тем, что решение о предоставление кредита должны принимать банки, и кто поручиться что решение сотрудников банков не будет носить субъективный характер, а деньги не осядут в их стенах как произошло в 2008 году.

группа — меры направленные на субсидирование части процентной ставки для кредитующихся компаний. На сегодняшний, 2017 год мы можем сказать, что подобные меры привели в большей степени обогащению самих банков и падению производства. [5] Так как организации продолжают получать кредиты под сравнимо высокие проценты и политика ЦБ в сфере регулирования кредитных ставок пока остается неизменное. Можно предположить, при ином подходе, с субсидированием кредитующихся организаций путем выделения им прямых субсидий на погашения издержек производства, вероятно, можно было бы достичь иных, более продуктивных результатов.

группа — меры по технологическому перевооружению организаций с целью компенсирования технического отставания от других стран, меры по стимулированиям обновления автопарка. Нельзя недооценить важность данных мер, так как износ основных фондов на наших промышленных предприятиях достигает 48% согласно данных Счетной платы. Столь огромный износ подводит нас к мысли о необходимости обновления основных фондов путем предлагаемой программы утилизации. Однако по итогам 2015 года в отчете Счетной палаты было указано, что состояние износа фондов не улучалось, а напротив. Износ фондов перевалил за отметку 50%. [6]

группа — это регулирование налоговой нагрузки путем введения патентной системы. К сожалению, сами патенты отличаются высокой стоимость и потому, в частности, организации малого бизнеса не проявляют к этой системе налогового интереса, как, впрочем, и самозанятые граждане.

группа — меры в сфере обеспечения лекарственными препаратам. Суть этих мер сводиться к решению проблем наценки и закупки препаратов. На государственном уровне, правительство увидело решении ситуации с завышением цен на препараты и их отсутствием в аптеках в установлении максимального размера наценки. Проблема же преимущественной закупки зарубежных препаратов пред отечественными не как не решалась, хотя можно предположить, что инструментом решения здесь могли выступать разработка широкой шкалы наценки.

группа — оптимизация бюджетных расходов. Эта мера включала в себя снижение рада статей бюджет на 10% в 2015 году, а так же содержались рекомендации по повышению доходной части бюджета.

группа — меры социальной поддержки, стимулирований инновационного производства, система грантов, поддержка экспорта импортозамещения. Замечательная совокупность мер, направленных на поддержания экономики страны, но, к сожалению, это направление не было подкреплено четким механизмом реализации.

В качестве краткого итога антикризисной политики 2015 года отметим, что антикризисный план изначально был слабо проработан, и носил скорее рекомендательный характер, не имея в части применения антикризисных мер действительных механизмов антикризисного регулирования. Как результат — исполнение мер оказалось крайне низки, лишь 16 пунктов антикризисной политики были выполнены, 30 пунктов выполнены на половину, а 13 пунктов из (59) не выполнены совсем. Естественно, что частично выполненные мероприятия не оказали значимого эффекта на ситуацию в экономике.

Антикризисная политика 2016 года и её результаты

Разобрав антикризисный план 2015 года и выявив его слабый стороны, связанные с отсутствием продуманных механизмов по применению предложенных мер, перейдем к плану 2016 года. Сразу скажем, что цельности в плане 2016 года не прибавилось, а противоречия между предложенными мерами и отсутствием механизмов их применения остались. Иными словами антикризисная политика 2016 года на момент её принятия имела схематичный характер с финансированием ряда мер по остаточному принципу.

Как и в плане 2015 года в плане 2016 можно разбить все предложенные меры на группы, что мы и сделаем:

группа — аналогично 2015 году, меры направленные на поддержку кредитных учреждений в сумме 310 млрд. рублей против 1,55 тр. рублей в 2015 году. И вновь деньги распределяются через банки, нет механизма адресного субсидирования. Иными словами мера аналогичная плану 2015 года, с тем же механизмом воплощения, но со значительно сокращенной суммой финансирования.

группа — аналогично 2015 году, меры по стимулированиям обновления автопарка. В 2016 году на обновление автопарка выделено 177,69 млрд. рублей которые реализовывались преимущественно через под программу льготного автокредитования. В итоге, нельзя отрицать наличие на рынке более доступных, в сравнении с 2014-2015 годом, автокредитов, но в целом по стране эффект обновления автопарка достигнут не был. Средний возраст автомобиля в РФ увеличился с 12,4 в 2015 году до полных 13 лет к январю 2017 года, а корень проблемы возможно не только в высокой стоимости новых авто (средняя цена автомобиля в РФ 1 мл руб.) но и в не конкурентоспособности отечественного автопарома на внутреннем рынке [8]. Да и с субьективной точки зрения, как владельца авто могу дать оценку в малой жизнестойкости самих автокредитов с льготными условиями. Иными словами, можно купить Солярис по системе льготного автокредитования, но вопрос в том — куда на нем ехать в реальных условиях нашей дорожной инфраструктуры? Приходиться искать более приспособленное, но и возрастное авто на вторичном рынке.

группа — развитие промышленности, 22 млрд. рублей, в том числе 5 млрд. рублей на спонсирование малых промышленных компаний. По данным Счетной палаты на 05 августа 2016 года приведенных в газете «Ведомости» данные меры были выполнены лишь на задержки в очередной раз были связаны с изначальной плохой проработкой антикризисного плана. группа — меры социальной поддержки, стимулирований субъектов малого и среднего бизнеса, инновационного производства, система грантов, поддержка экспорта импортозамещения. Это весьма важная группа планов, однако, суммы, выделенные на эти направления даже меньше чем сумма, направленная на обновление автопарка в РФ. Итак, на социальную поддержку населения выделили лишь 90,4 млрд. рублей, а на развитие бизнеса и того меньше — 29,1 млрд. рублей. напомним, что в целях обновления автопарка выделили 177,69 млрд. рублей. Может эффективнее вместо введения программы льготного кредитования стимулировать развития бизнеса в целях создания достойных рабочих мест?

На инновационные проекты, при условиях технологического отставания страны из-за введенных санкции решено было выделить всего — 4 млрд. рублей. Которые, по отчетам счетной платы предоставляли в рамках реализации плана с существенной задержкой, а субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса в июне месяце 2016 года не предоставляли вообще [9].

5 группа — поддержка легкой промышленности, поддержка сельского хозяйства. Согласно документу, в 2016 году правительство решило выделить 50 млрд. руб. на поддержку и развитие сельского хозяйства. Кроме этого, ожидалось денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий. Однако, взглянув в отчет Счетной платы на 5 августа 2016 года видим информацию о том, что финансирования отрасли сельского хозяйства происходило весьма медленными темпами, а пункт относительно поддержки импортозамещения в сельском хозяйстве остался и вовсе нереализованным. На 3 октября 2016 год Минсельхоз заявил, что меры импортозамещения перенесены на 2017 год [8].

Оценивая меры предложенные в антикризисном плане 2016 года отметим что они носили позитивное направление, были безусловно важны, но отсутствие системного подхода к их реализации сделало план неэффективным. Из 123 пунктов плана 2016 года выполнили полностью только 63, и можно сказать, что и он фактически повторил судьбу антикризисного плана 2015 года. Причинами невыполнения остальных пунктов названы: медленное согласование документов, задержки финансирования, низкая компетентность управленческих кадров, избыточные контрольные процедуры и отсутствие ответственности за выполнение предложенных мер.

 

Относительно антикризисной политики 2015-2016 годов можно сказать, что, к сожалению, принятые планы носили картинный характер, без оказания качественного влияния на экономическую ситуацию в стране. Они выполнялись медленно, в два этапа: первый является этапом принятия нормативных актов, второй — распределением денег. По реализации планов, даже на первых этапах происходили задержки по подготовки нормативных актов, финансирование мер же происходило в большинстве своем только на уровне к утвержденным в планах суммам, а по некоторым мерам не происходило и вовсе. Основные проблемы данных планов, возникшие в процессе их реализации заключены в его слабой проработке, отсутствие схем реализации указанных мер, отсутствие критерий оценки эффективности их выполнения, отсутствие ответственности за невыполнение, а так же отсутствие источников финансирования некоторых мер, с принятием решения по предоставляемым по ним размерам финансирования и источникам по итогам работы 1 половины 2016 года. Что, в условиях дефицита бюджета привело к невыполнению этих «неопределенных» мер вообще. В связи неэффективности самих антикризисных планов и их неполного выполнения прогнозируется дальнейшая стагнация экономики. Для её преодоления необходимо принятие структурных реформ в направлении рыночной экономики, поддержания малого и среднего бизнеса, снижения уровня государственного регулирования и возрождением правовых институтов.

антикризисная политика экономический кризис

Библиография

1.Заключение на проект Федерального закона «о Федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс] URL: www.iet.ru <http://www.iet.ru> (дата обращения 15.03.2017)

.Эффективность российской экономики. [Электронный ресурс] URL: www.wps/wem/connect/rosstat/_main/rosstat/ru/ecomany/development <URL:www.wps/wem/connect/rosstat/_main/rosstat/ru/ecomany/development> (дата обращения 15.03.2017)

.Кто уезжает из страны. [Электронный ресурс] URL: http://theins.ru/obshestvo/25846 <URL:http://theins.ru/obshestvo/25846> (дата обращения 01.04.2017)

.Демография. Международная миграция. [Электронный ресурс] URL: www.wps/wem/connect/rosstat/_main/rosstat/ru/population/demograhy (дата обращения 15.03.2017)

.Бабкин К. «Не так и не туда» // Аргументы и факты. 2015. №6.4 февраля. [Электронный ресурс] URL: www.aif.ru/money/opinion/1438719 <http://www.aif.ru/money/opinion/1438719> (дата обращения 02.04.2017)

.Счетная палата заявила. [Электронный ресурс] URL: <http://gordonua.com/news/worldnews/schetnaya-palata-rf-zayavila-chto-iznos-osnovnyh-fondov-v-rossii-po-itogam-2015-goda-prevysil-50-159895.html> (дата обращения 02.04.2017)

.Средний возраст легковых машин в России. [Электронный ресурс] URL: <http://tvoe-avto.com/24582-sredniy-vozrast-legkovyh-mashin-v-rf-sostavil-13-let.html> (дата обращения 03.04.2017)

.Правительство РФ не выполнено 30 пунктов антикризисного плана. [Электронный ресурс] URL: <http://www.amic.ru/news/368519/> (дата обращения 03.04.2017)

.Комраков А. «Провительство проваливает план» Независимая газета 2016. № 11.03 ноября [Электронный ресурс] URL: <http://www.ng.ru/economics/2016-11-03/1_6851_plan.html> (дата обращения 03.04.2017)

.Экономика: Учебник /А.С. Булатов. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2010

.Экономика управления: учебное пособие / О.Б. Дигилина. — М.: Изд-во «Юрайт», 2015

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

691

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке