Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Контрольная работа на тему «Конкурентоспособность промышленных предприятий»

Актуальность проблемы исследования. Конкуренция в современной глобальной экономической среде набирает обороты; этот процесс идет уже на протяжении определенного времени и продолжается до сих пор. Конкурентоспособность и благосостояние возможны лишь в производительной деловой среде с сильными промышленными группами.

Введение

Актуальность проблемы исследования. Конкуренция в современной глобальной экономической среде набирает обороты; этот процесс идет уже на протяжении определенного времени и продолжается до сих пор. Конкурентоспособность и благосостояние возможны лишь в производительной деловой среде с сильными промышленными группами. Уже давно недостаточно таких искусственно созданных факторов, как льготный доступ к рынкам, защита и субсидии. Региональные промышленные группы приобретают все большее значение для производительности, они становятся все более специализированными в силу ориентации на специфические сегменты и роли внутри глобальной цепочки ценностей и коммерческих отношений с взаимодействующими группами из других регионов. И теперь, как правило, именно от уникальной характеристики промышленных групп региона зависит его успех.

Объектом настоящего исследования является промышленность как ведущая отрасль современной экономики.

Предмет исследования — сущность и специфика конкурентоспособности промышленных предприятий в целом, и в условиях кризиса, — в частности.

Целью данной работы является анализ теоретических основ конкурентоспособности промышленных предприятий и различных аспектов влияния кризиса на конкурентоспособность в промышленности.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

.        рассмотрены теоретико-методологические аспекты изучения конкурентоспособности промышленных предприятий;

.        проведен анализ ряда проблем и «точек роста» в контексте достижения конкурентоспособности промышленных предприятий России;

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

1. теоретико-методологические аспекты изучения конкурентоспособности промышленных предприятий

Прежде всего, в рамках нашего исследования, целесообразно разъяснить сущность и содержание некоторых важных понятий. Итак, конкурентоспособность можно представить как совокупность нескольких крупных групп факторов. Майкл Портер среди таковых отмечает: «…начальные условия (т.н. эндаумент — включая природные ресурсы, географию и историю развития страны), контекст (макроэкономического, политического, правового и социального) и микроэкономическую конкурентоспособность. Микроэкономическая конкурентоспособность определяется сложной взаимосвязью обстоятельств и решений, принимаемых компаниями, правительственными органами и многими другими организациями на многочисленных географических уровнях. Конкурентность нации или региона в конечном счете зиждется на конкурентоспособности местных компаний и представленных филиалов иностранных компаний. Конкурентность на уровне компании зависит от эффективности операционной деятельности, показываемой компаниями по сравнению с передовым опытом, и от степени разграничения компаний потребителями (брендинга) при создании стоимости для потребителей».

Кроме того, работая экспертом комиссии по конкурентоспособности промышленности Соединенных Штатов Америки, М. Портер подчеркивал, что «…конкурентоспособность государства необходимо определять не как категорию макроэкономики, достигаемой с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала». В свою очередь, конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;

создание конкурентоспособной продукции;

сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Конкурентную среду промышленных предприятий логично рассматривать в двух аспектах: с точки зрения наличия активной конкурентоспособности и в плане проявления конкурентоспособности пассивно-активного характера.

Активная конкурентоспособность являет собой определенную совокупность преимуществ бизнес-процессов конкурентного характера (внутренней среды), той или иной организации (предприятия). И здесь важно отметить тот факт, что предприятие может оказывать непосредственное влияние на данный тип конкурентоспособности посредством управления своими бизнес-процессами.

Следует также отметить, что важными факторами развития экономики субъектов Российской Федерации являются модернизация и повышение конкурентоспособности региональных ключевых отраслей промышленности. Так, к примеру, в Ростовской области ключевые отрасли промышленности — это комбайностроение и производство современных вертолетов, а в Астраханской области такую ключевую отрасль образуют судостроение и судоремонт.

Однако, ввиду ряда сложившихся негативных факторов, данные отрасли не получают должного развития. Одним из наиболее перспективных способов модернизации и повышения конкурентоспособности является кластеризация, способствующая усилению взаимодействия входящих в кластер предприятий, их инновационному развитию, достижению синергетического эффекта. Процесс кластеризации чрезвычайно сложен, требует большой подготовительной работы, тщательной проработки каждого этапа формирования, поскольку ошибки и недоработки на предварительных стадиях могут привести к снижению эффективности или полной дисфункциональности кластера. В данном контексте, на основе исследования текущего положения финансово-экономического характера, возможно в перспективе выявить необходимые факторы и условия для сегментации по рыночной специализации предприятий, которые способны интегрироваться в границах кластера, органам государственной власти и управления целесообразно разработать методику выявления управляющей бизнес-структуры кластера по показателям оценки эффективности на рынке.

На рис.1 отображен современный взгляд на конкурентную среду промышленного предприятия. Безусловно, важно подчеркнуть, что именно вертикальной структурой государственной власти объясняется выделение элементов конкурентоспособности пассивно-активного характера, а под «государством следует понимать в данном контексте механизмы и каналы влияния органов государственной власти и управления.

Рис. 1. Конкурентная среда промышленного предприятия.

Безусловно, в своей деятельности, промышленные предприятия, как правило, тесно взаимодействуют с органами власти субъектов федерации и/или органами местного самоуправления, и в рамках обозначенного на рис.1. подхода, под понятием «регион», логично понимать степень влияния субъекта федерации, муниципального образования или района.

Подводя предварительные итоги, подчеркнём, что понятие «конкурентоспособность» толкуется различными современными авторами по-разному. Так, к примеру, М.Н. Кондратьева, А.П. Пинков и Т.Н. Рогова под конкурентоспособностью понимают «характеристику продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом».

Однако характерные черты каждого определения можно свести к одному направлению. И в этом смысле весьма актуальным представляется подход, используемый В.А. Васяйчевой, которая обобщая, предлагает собственную формулировку определения конкурентоспособности (однако, только лишь применительно к топливной промышленности РФ, как подчеркивается в публикации указанного автора).

Итак, В.А. Васяйчева полагает, что «Конкурентоспособность предприятий топливной промышленности заключается в формировании и развитии совокупности взаимосвязанных факторов внутри каждой организации, противостоящих воздействию множества кризисных ситуаций, посредством создания банка информационных технологий, позволяющего на ранних стадиях принятия управленческих решений образовывать опорные институциональные структуры будущего кластера, способствующие переходу от количественных аспектов планирования будущего состояния организаций к качественным, визуализировать прогрессивные или регрессивные тренды промышленной динамики, а также задать вектор развития предприятий в соответствии со спецификой топливной промышленности». Тем не менее, считаем такой подход весьма актуальным и уместным не только для предприятий ТЭК, но и всех отраслей промышленности в целом.

2. конкурентоспособность промышленных предприятий россии: некоторые проблемы и «точки роста»

Резкое снижение валютного курса рубля в последние два года способствует росту ценовой конкурентоспособности российских производителей, особенно на внешних рынках и позволяет в определенной степени компенсировать падение внутреннего спроса за счет роста чистого экспорта. Но износ основных фондов на предприятиях, производящих, к примеру, строительные материалы, составляет более 50 %. В результате, значительная часть продукции не выдерживает конкуренции с аналогичной импортной продукцией ни по цене, ни по качеству. Для Российской Федерации, вопросы модернизации и развития конкурентоспособности промышленных предприятий, производящих строительные материалы, как никогда актуальны, в виду того факта, что представители власти на всех уровнях все чаще заявляют о необходимости наращивания темпов строительства жилья, кроме того, за последние годы значительно выросло количество домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий необходимы существенные финансовые вложения. Девальвация привела к значительному удорожанию импортных материалов и оборудования, заместить которые нечем из-за отсутствия отечественных аналогов. Без частных и государственных инвестиций модернизация производства невозможна. Но за последние два года произошло их резкое снижение. Склонность к инвестированию в целом по экономике упала в три с лишним раза. По итогам прошлого года государственную поддержку 115 млн. руб. получили всего 5 из 17000 предприятий промышленности стройматериалов. Этого явно недостаточно. Перед отраслью строительных материалов стоят сложные задачи, решать которые придётся в крайне тяжелых кризисных условиях — очевидными явлениями уже являются падение спроса, рецессия и высокая инфляция. Одной из основных мер поддержки инвестиционной деятельности предприятий может стать субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотного капитала предприятий.

Согласно данным опроса, проведённого Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в строительстве наблюдается достаточно сложная финансово-экономическая ситуация. Существенно ограничивают производственную деятельность высокий уровень налогов, высокая стоимость материалов (в 2015 году зафиксирован самый высокий за последние семь лет рост 79 %), неплатежеспособность заказчиков. Кроме финансовых факторов, более четверти (27 %) респондентов отметили недобросовестную конкурентную борьбу за новые заказы.

О.Н. Беленов и А.А. Анучин убеждены в том, что Правительству России «…в условиях бюджетного дефицита нужно выбрать приоритетные направления развития экономики и инвестировать в те проекты, которые смогут вытянуть всю экономику, сползшую в стагнацию».

По мнению президента хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаила Дмитриева, основное внимание нужно уделить развитию инфраструктуры и жилищного строительства. В своем интервью журналу Economytimes Михаил Дмитриев отмечает, что спрос, возникающий за счет покупки нового жилья, способствует не только расширению строительной деятельности, но и производству стройматериалов, оборудования для жилья и инфраструктуры, товаров для дома. Подавляющая часть этой продукции производится внутри страны.

Эту идею он развивает и в своём докладе «Развитие инфраструктуры как ядро новой модели экономического роста»: «Для преодоления инфраструктурных ограничений России необходимо увеличить уровень инвестиций в инфраструктуру примерно на треть — до 5 % ВВП. Подобные инвестиции характеризуются большими мультипликаторами и могут привести к ускорению среднегодового роста ВВП более чем на 1,5 процентных пункта».

В России существует несколько тысяч так называемых «газелей», компаний малого и среднего бизнеса с наиболее высокими темпами роста, в том числе в сфере строительства и производства стройматериалов, например компании «Полипластик», «ТехноНиколь», «Полимертепло». Главная особенность «газелей» — инвестиции в высокотехнологичное производство продуктов мирового уровня. Они динамичны, конкурентоспособны и эффективны. Принятое на государственном уровне решение о приоритетном развитии и финансировании инфраструктуры еще больше расширит возможности для деятельности подобных компаний в этой сфере.

Для решения проблемы экономического роста необходимо шире участвовать в международном разделении труда. Государство должно содействовать созданию новых совместных предприятий. Это позволит привлечь в страну передовые технологии, управленческий опыт, дополнительные материальные и финансовые ресурсы, существенно расширить экспортную базу. Для повышения конкурентоспособности российским предприятиям необходимо резко снизить издержки и повысить производительность факторов производства.

Проблемой в части достижения конкурентоспособности промышленных предприятий РФ может явиться и тот факт, что мировой рынок инноваций носит глобальный характер, он высокотехнологичен и основан на обращении знаний и интеллекта в инновационный продукт. Однако в отличие от развитых стран, развитие такого рынка в России имеет некоторые трудности.

Во-первых, отечественные исследователи и ученые, существующие, как правило, в рамках академических университетов, слабо ориентированных, в силу исторически сложившихся особенностей организации науки и образования, на научно-исследовательскую работу именно с точки зрения ее коммерционализации, плохо представляют, что такое рынок инноваций и каким образом их научные разработки могут стать рыночных продуктом.

Во-вторых, сложностью, на наш взгляд, является продолжающееся «старение» кадрового состава научно-исследовательских работников, что крайне негативно сказывается на передаче опыта и научных наработок молодым и перспективным исследователям и ученым.

В-третьих, следует назвать также достоверность и эффективность научных разработок и результатов, предлагаемых инновационному рынку для реализации, связанную, в том числе, с недостатком финансирования инновационной деятельности и снижением затрат на научные исследования и разработки. В России слабо развито взаимодействие «исследователь — агент — рынок инноваций — внедрение инноваций — коммерческая и социальная эффективность инновации».

Низкая оплата труда научных сотрудников, негативный имидж исследователя-изобретателя, отсутствие соответствующей для развития и внедрения инноваций инфраструктуры, неспособность и/или нежелание руководителей промышленных предприятий внедрять инновации, низкая степень кооперации и взаимовыгодного сотрудничества российских предприятий — все это отнюдь не способствует развитию и популяризации отечественного инновационного рынка.

В настоящее время можно предложить два основных варианта решения указанных проблем: во-первых, покупка лицензий, ноу-хау и пр. на уже разработанные инновационные продукты и технологии, что позволит не тратить времени на доведение их до общепринятых стандартов качества и безопасности, использовать мощь и известность разработчиков для продвижения данного продукта на российском рынке, а во-вторых, развивать цепочку взаимодействий «исследователь — агент — рынок инноваций — внедрение инноваций — коммерческая и социальная эффективность инновации», более активно используя потенциал государства для поддержки инновационной активности.

Необходимым для развития конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий в условиях затяжного кризиса, является инновационный климат, поскольку он отражает условия, в рамках которых осуществляется инновационная деятельность предприятий и отраслей.

Среди факторов, формирующих такой климат Д.А. Гатиятуллина отмечает: развитие инновационной и инвестиционной инфраструктур, четкое определение приоритетов среди разных направлений научно-технического прогресса, способность отечественных предприятий к быстрому изменению организационной структуры под нужды инновационного предпринимательства, инновационный потенциал предприятий и способность создавать конкурентоспособную продукцию, коммуникационные возможности взаимодействия предприятий, научно-исследовательских и образовательных структур на территории России и мира в целом.

Заключение

Экономика Россия переживает сложный период: во-первых негативно влияют затяжные финансово-экономический и структурный кризисы, во-вторых — есть сложности в процессе формирования новой модели развития экономики, связанный с подписанием 16.12.2011 г. протокола о присоединении Российской Федерации ко Всемирной Торговой Организации (ВТО). Это означает, что перед руководством отечественных промышленных предприятий возникают не только глобальные перспективы развития, связанные с продвижением выпускаемой продукции на международные внешние рынки, но и вероятность серьезных потерь в существующих позициях на внутреннем рынке страны.

Конкурентоспособность определяется через наличие у предприятия некоторого ресурсного потенциала в определенных условиях функционирования, который позволяет обеспечивать рентабельный уровень развития организации и создает условия для повышения качества жизни населения конкретной области. Конкурентоспособность — это, кроме всего прочего, важное условие деятельности любого современного предприятия, ориентированного на максимальное проникновение на рынок через производство продукции, отвечающей требованиям потребителей и стандартам для данной сферы промышленности. Конкурентоспособность определяет способность отдельных организаций функционировать в критических ситуациях с высокой рентабельностью. А потому, важное развития в этом контексте, все больше приобретает инновационный фактор развития промышленности, особенно это важно в условиях современного глобального структурного кризиса, который затронул уже не только финансовую сферу жизни общества, но и социально-экономическую. На наш взгляд, целесообразно и вполне логично определить конкурентоспособность как возможность организации функционировать в настоящих условиях с постоянно растущей эффективностью производственной деятельности, удерживая и расширяя сегменты как внутреннего, так и внешнего рынка, гибко реагируя на различные кризисные ситуации.

Важно подчеркнуть, что в Стратегии национальной безопасности РФ особо отмечено: «Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды». По нашему мнению, этих целей невозможно достичь без снятия барьеров для экспорта и импорта, последовательной либерализация экономики, сокращения числа контролирующих органов. Защита государством прав собственности и инвестиций, безусловно, поспособствует расширению частной инициативы и повышению конкурентоспособности промышленных предприятий.

Как показывает мировая практика, для повышения конкурентоспособности промышленности крайне важно стимулирование инновационной деятельности на государственном уровне. И наиболее эффективно оно будет в том случае, если государством используются не прямые административные методы, а косвенные (яркий тому пример — японская система государственного регулирования рынка инноваций). Одним из лидеров инновационной сферы среди стран-членов Европейского Союза является Германия. Добиться высоких результатов Германии помогла разработанная государственная промышленная и инновационная политика, структуру которой можно представить как сочетание совокупности элементов, для работы каждого из которых существуют организации, оказывающие содействие и помощь инноваторам — предприятиям и/или предпринимателям как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне (отдельной федеральной земли Берлина и Бранденбурга).

Список использованных источников

Законодательные и нормативно-правовые акты

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1. Ст. 212.

Учебные пособия и сборники научных трудов

1.   Беленов О.Н., Анучин А.А. Конкурентоспособность стран и регионов: учебное пособие. — М.: Издательство «КноРус», 2016. — 142 с.

2.       Головачев А.С. Конкурентоспособность организации: учебное пособие. — Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 2012. — 319 с.

.        Конкурентоспособность и модернизация экономики. В 2 кн. Кн. 2 / отв. ред. Е.Г. Ясин. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. — 560 с.

.        Кондратьева М.Н. Экономика, организация производства и управление промышленным предприятием: учеб. пособие / М.Н. Кондратьева, А.П. Пинков, Т.Н. Рогова; Ульян. гос. техн. ун-т. — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 235 с.

.        Сухорученко Т.В. Возможности роста и повышения конкурентоспособности предприятий промышленности строительных материалов в условиях экономического кризиса // Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности: материалы международной научно-практической конференции: в 2 ч. / отв. ред. Е.В. Прысь. — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — Ч. 2. — С. 227-231.

1.   Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире: монография. — М.: Издательство «Проспект», 2012. — 368 с.

2.       Куц В.И. Модернизация промышленности как основа повышения конкурентоспособности национальной экономики: диссертация … доктора экономических наук: 08.00.05. — Москва, 2012. — 415 с.

.        Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Издательство «Альпина Паблишер», 2016. — 716 с.

.        Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. — М.: Издательство «Альпина Паблишер», 2016. — 947 с.

Публикации в научных журналах

1.   Васяйчева В.А. Управление конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник СамГУ. — 2013. — № 1 (102). — С. 27-31.

2.       Гатиятуллина Д.А. Рейтинг инновационности страны как «зеркало» конкурентоспособности ее промышленности: проблемы и тенденции // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — № 10. — Т. 16. — С. 324-331.

.        Набиев Р.А., Зверев В.В., Шулимова М.А. Методические подходы к анализу конкурентоспособности предприятий регионального судостроительного кластера // Вестник АГТУ. Серия: «Экономика». — 2016.- № 1. — С. 31-39.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

883

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке