Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Контрольная работа на тему «Креативные города мира: от общего к частному (на примере Берлина и Санкт-Петербурга)»

Как было сказано ранее, современный город — это место, которое становится двигателем экономического прогресса в отдельном регионе и обеспечивает условия, в которых человек легче адаптируется к новой среде и изменяющимся потребностям людей. Бесспорно, «города играют важную роль в формировании новой экономической деятельности».

Содержание

1. Берлин — креативная столица Германии

2. Отечественный опыт развития креативного города на примере Санкт-Петербурга

Заключение

Литература

Приложение

1. Берлин — креативная столица Германии

Как было сказано ранее, современный город — это место, которое становится двигателем экономического прогресса в отдельном регионе и обеспечивает условия, в которых человек легче адаптируется к новой среде и изменяющимся потребностям людей. Бесспорно, «города играют важную роль в формировании новой экономической деятельности».

Развитие города может осуществляться двумя способами: изнутри и извне. Возникновение новой экономической деятельности происходит за счет внутренних ресурсов, во втором случае привлекаются кадры и человеческий капитал из других регионов. Задача креативного города — создать подходящий климат для людей и дальнейшую стратегию по их удержанию. Для этого нужно сделать акцент на разнообразии, открытости и понижении входных барьеров.

Современный Берлин позиционирует себя как будущая креативная столица не только Германии, но и всей Европы. Потенциально он оправданно претендует на такое звание, так как уже сейчас там находятся разработчики известных стартапов Soundcloud, Firefox, Wunderlist, Readmill, Amen и других.

Для того чтобы оценить эффективность применения теории Р. Флориды по отношению к Берлину, голландский ученый А. фон Каммен проверил две главные гипотезы на примере немецкой столицы: экономически процветают наиболее креативные регионы и богема стимулирует экономический рост.

Согласно ЮНЕСКО Берлин имеет репутацию динамичного, культурного и креативного города. Исследования Берлинского университета народонаселения и развития показали, что город известен своей открытостью, толерантностью и терпимостью, а также внушительной долей иммигрантов. С другой стороны, отмечается, что регион находится не в лучшем экономическом состоянии. Помимо роста задолженности в более 63 млрд евро Берлин претерпевает серьезные проблемы с безработицей (12% в 2014 году).  Вследствие этого возникает вопрос: как совместить теорию креативного капитала относительно слабые темпы экономического развития Берлина?

По всем трем составляющих креативности: таланту, технологии и толерантности Берлин занимает первое место среди всех регионов (см. Приложение, Таблица 1). Город лидирует по размещению человеческого капитала, креативного ядра, богемы, финансированию исследовательской деятельности и дружелюбию по отношению к иностранцам. Ему также принадлежит второе место по доле родившихся за границей и четвертое по доле креативного класса в целом: занятость в креативном секторе составляет более 250 000 человек.

Однако некоторые показатели свидетельствуют об экономическом спаде Берлина: низкая покупательная способность, падающий ВВП, низкая доля в немецком капитале (основные корпорации базируются в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте и Дюссельдорфе), что подразумевает слабый внешний контроль и приводит к высокому наблюдаемому уровню безработицы. Все эти факторы подрывают долгосрочное развитие Берлина.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

О социальной направленности развития города свидетельствует возрастающее число людей, живущих за счет социального обеспечения. Для того чтобы улучшить отстающие регионы правительство Берлина запустило дорогостоящие программы, что еще больше увеличило долг города. Результатом стало текущее урезание бюджета на исследовательскую деятельность и университеты, одним словом, на наукоемкие отрасли.

На развитие региона также пагубно повлияло разделение Берлина: в то время как промышленность Восточного Берлина была национализирована, в Западном Берлине она субсидировалась. Отголоски разделения наблюдаются и в предпринимательской культуре региона: различные ценности и сложившиеся привычки не позволяют Западу и Востоку встать на единый путь развития. В настоящий момент надежды возлагают на молодых представителей креативного класса, которые будучи в зрелом возрасте в скором времени внесут свой вклад в экономическое развитие региона, но на это могут уйти десятилетия.

Исходя из сложившейся в Берлине экономической ситуации, автор подтверждает, что креативность — действительно важный фактор экономического развития региона. Однако теория Р. Флориды стопроцентно не сработала применительно к Берлину, данная концепция требует дополнительных доработок по гипотезам для проверки.

Нельзя не отметить верное направление развития Берлина в креативную сторону. Несмотря на экономическое отставание в одних сферах, текущие показатели по затратам на НИОКР остаются самыми высокими — 1,4% распределяется на университеты и 1,1% — на научно-исследовательские учреждения.  Благоприятные условия для открытия бизнеса и низкий уровень коррупции значительно ускорил рост креативного сектора в городе до 16% годового оборота.  Дешевая аренда и наличие большого количества зданий для реконструкции, которые можно преобразовать в новые креативные пространства, позволяют строить положительные прогнозы по улучшению экономической ситуации региона.

Уже сейчас в Берлине базируются такие известные компании как Google, eBay, Mercedes-Benz, Amazon и PayPal в связи с большим желанием со стороны молодых специалистов остаться в данном городе. Лидирующими креативными отраслями являются ИТ-технологии, дизайн и архитектура. Берлин все более успешно привлекает молодую аудиторию в лице студентов помимо высококвалифицированных специалистов младше 35 лет.

Пережив промышленное прошлое в составе ГДР, сейчас Берлин обеспечивает практически стопроцентную занятость в сфере услуг (более 80%) наряду со сферами транспорта и здравоохранения.  Для устранения экономической отсталости региона развивается туризм и гостиничный бизнес для бюджетных туристов.

Одним их решающих положительных последствий для стабилизации экономики региона стало объединение Берлина. Именно тогда в ряде характеристик появилась мультикультурность и высокий уровень толерантности. В силу названных отличительных черт города по классификации городов Паскаля Гилена Берлин по праву можно отнести к универсальному городу. Процветание культуры также обеспечивается за счет государственной поддержки: 215 млн евро в год из бюджета Сената Берлина выделяется на различные культурные площадки.

2. Отечественный опыт развития креативного города на примере Санкт-Петербурга

Для оценки возможного использования опыта Берлина как креативного представителя среди регионов Германии выбран Санкт-Петербург или «культурная столица России». Стоит отметить, что по многим параметрам креативности города похожи между собой, а в чем-то Санкт-Петербург превосходит немецкую столицу, например, по количеству высокообразованных людей, которое превышает значение Берлина более чем в два раза и составляет 66% от трудоспособного населения (см. Приложение, Таблица 2). В креативном секторе русского города занято 65 000 работников или 2% от трудоспособного населения, зарегистрировано 1800 креативных организаций, работает 120 высших образовательных учреждений, а поток туристов равняется 6,3 млн людей в год.  Тем не менее город нуждается в коренном изменении стратегии развития региона, для того чтобы стать не только культурной, но и креативной столицей России.

Как отмечает социолог О. Паченков, региональное развитие Санкт-Петербурга очень схоже с европейскими городами, но приоритеты расставлены в пользу одного направления, а именно поддержания имиджа «роскошного» Петербурга, который является наследием культуры всего государства и изначально не задумывался как город «для каждого человека». В Петербурге есть ряд масштабных культурных проектов, которые до сих пор не теряют свою популярность: Русский музей, Эрмитаж, Мариинский театр. Однако автор предупреждает: «Классичность может стать ресурсом, а может и барьером для дальнейшего развития и превращения в креативный город».  Наличие ярмарок и фестивалей с целью продвижения одного и того же продукта — это не проявление креативности, а скорее наоборот, черты «мертвого города, где прошлое подавляет настоящее, а настоящее просто поддерживает прошлое, в основном для туристов».  К сожалению, это описание хорошо подходит к сложившейся ситуации в Петербурге. По мнению экспертов, экономические реформы по преобразованию культурного сектора не удались из-за высокого уровня коррупции, стагнирующего экономического состояния региона и унаследованного в плохом состоянии культурного наследия, которое потребовало больших выплат из социального бюджета.

Более подробное объяснение причин замедленного регионального развития креативного направления Петербурга представлен Calvert Forum, который «инициирован Факультетом свободных искусств и наук СПбГУ и британским благотворительным фондом Calvert 22 при участии Леонтьевского центра и Государственного Эрмитажа в 2009 году. Миссия фонда заключается в продвижении современного искусства и культуры России и Восточной Европы за рубежом. Фонд формирует мультидисциплинарную программу, опираясь на глубокое понимание культурно-художественных традиций и интеллектуального наследия стран, и переосмысливает представление о регионе и его творческом потенциале, представив культуру как основу для развития международного диалога».

В докладе Calvert Forum 2014 выявлены следующие барьеры, тормозящие развитие региона:

o   Обособленность креативных сообществ;

o   Чрезмерное внимание классическому искусству и последующее затрудненное развитие новых видов, как современное искусство;

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

o   Недостаточные навыки у деятелей культуры в области маркетинга и экономики (ведение PR-кампаний, учет отличительных черт российского рынка);

o   Бюрократические сложности;

o   Доминирующе положение Москвы;

o   Нетерпимость муниципальных властей к ЛГТБ-сообществам (недостаточный уровень развития каждого из трех «Т»).

Тем не менее, существует и другая сторона города, то есть путь, в сторону которого можно развиваться — это Питер, близкий жителям повседневный город, где в приоритет ставятся потребности и желания горожан, нежели властей. Эффект внедрения новых программ «сверху», не учитывающих интересы и потребности местных жителей, сильно отличается от реализации проектов с предварительным исследованием спроса со стороны людей, проживающих в регионе. Креативный город должен совмещать в себе как пассивный характер культуры (лицезрение), так и интерактивный, где отдельный человек принимает непосредственное участие в создании культурного продукта.

Следовательно, по опыту применения стратегии развития Берлина, для Санкт-Петербурга предлагаются следующие решения:

)        Реализация креативных проектов со стороны горожан, а не со стороны государства, власти в свою очередь ответственны за создание необходимой культурной среды;

2)      Развитие малого и среднего бизнеса с необходимым доступом к источникам финансирования: проблема циркуляции общероссийского бюджета в Москве (80%), 12% — в Петербурге, только 8% — на остальной территории;

)        Разработка уникальной стратегии с учетом особенностей региона

Следует отметить, что подобные преобразования не означают отказа от исторических и культурных ценностей города. Посещение музеев насчитывает 18 млн туристов, что больше численности населения в 4 раза.  Русские критики констатируют: «музейность» Петербурга тормозит развитие креативности региона, из-за того, что недостает интерактивной составляющей, где можно было бы «трогать руками» и изменять пространство вокруг себя.

Другие выражают свое недовольство по поводу монументальности города, где в отличие от Берлина нет места контркультуре, которая могла бы конкурировать со сложившимся ранее искусством. Креативный потенциал не раскрыт в глобальном масштабе, наличие образовательных программ и муниципальной поддержки значительно бы ускорили этот процесс. Несмотря на данную критику, по типологии П. Гилена Петербург можно отнести к креативно-репрессивному городу, так как существуют люди, которые выступают против «музейных» порядков.

Экономика Петербурга находится на стадии спада, как и в Берлине. В настоящий момент бизнес среда в русском городе оценивается в 5,5 баллов из 10.  Еще одним минусом является расположение половины промышленных зон в центральной черте города. Изменение имиджа города требуется для коренного преобразования промышленных зон в новые креативные пространства, такие как арт-кварталы, центры современного искусства, дизайн-центры, креативные бизнес-инкубаторы, лофты, новые профильные ВУЗы.

Иными словами, традиционные механизмы регулирования уровня экономики региона устарели, и возникла потребность в новых методах и стратегиях. Нужно выявить такую стратегию, которая бы включала в себя сохранение культурных ценностей прошлого, трансформацию изживших себя систем и внедрение новых.

Креативные индустрии Санкт-Петербурга имеют все шансы развиваться в нужном направлении: на данный момент годовой оборот составляет 82 млрд рублей.  Соседство с европейскими странами облегчает сотрудничество с зарубежными партнерами и привлекает новых людей различных национальностей, что налаживает диалог культур. Доля русских в этническом составе населения — 80%, остальная часть распределена между украинцами, евреями, белорусами и финами.  Из 71% занятого населения почти половина — высокообразованные специалисты, так как расходы на образования составляют 21% от общего бюджета.  Прибывающие иностранные студенты играют важную роль в развитии региона, из них: 35% — из Азии, 17% — из США и Европы, 8% — из Африки.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Несомненно, Петербург уже начал свой путь креативного развития. На счету у города много работающих и запланированных проектов: молодежное пространство со своей музыкальной площадкой «Лофт проект ЭТАЖИ», креативное пространство «ТКАЧИ», «Новая Голландия», «Тайга», платформа для исполнительского искусства «Скороход», реконструкция Апраксина двора и тюрьмы «Кресты». Креативные отрасли Берлина и Петербурга пересекаются сфере моды и ИТ-индустрии. Продукт первой отрасли в России — ежегодная неделя моды Aurora Fashion Week, а второй — известная во всей стране социальная сеть «ВКонтакте», а также компания «Yota».

Берлин и Санкт-Петербург во многом схожи: по состоянию экономики, наличию исторического аспекта, а также по лидирующим креативным отраслям. Однако Берлин сумел восстановиться успешнее культурного города России, развитие креативности Санкт-Петербурга тормозит постоянное использование неизменных культурных ресурсов. Необходимо выработать новую стратегию для расширения креативной стороны города.

 

На рубеже XX и XXI веков возникает совершенно новый тип экономики, который определяется как «креативная экономика» или «экономика знаний». Ей присущи такие понятия как интеллектуальная собственность, человеческий капитал, устойчивое развитие, социальная включенность, высокие технологии и инновации, и в том числе «креативный класс», который приводит ее в действие. Ее также относят к постиндустриальному типу экономики, что обуславливает небольшое количество стран, которые можно причислить к данному виду, а именно развитые страны.

Исходя из этого, для исследования выбрана Германия — одна из ведущих развитых стран на международной арене. Традиционные вопросы экономики, такие как безработица, нехватка ресурсов, система образования и проблема экологии, уже невозможно решить общепринятыми методами. Ответом становятся новые инструменты и механизмы, которые успешно применяются в Германии и поддерживают креативную экономику государства. В условиях ограниченности традиционных экономических ресурсов креативный класс, в свою очередь, может быть использован в роли нового ресурса на рынке труда и движущей силы регионального развития, непременными атрибутами которого являются повышение уровня занятости населения, развитие городской инфраструктуры, улучшение образования и социальной среды в целом. Большое значение отдается культуре как основополагающему элементу в институциональной структуре государства.

Данная работа раскрыла понятие «креативный класс» и выявила характерные черты людей этого типа. Работники, занятые в креативном секторе, быстрее адаптируются к изменениям современной жизни и ставят перед собой иные задачи по сравнению с представителями других классов. Система ценностей претерпела сдвиг в сторону самовыражения от экономических выгод.

Кроме этого были определены приоритетные направления регионального развития, где креативность имеет большую ценность, чем знания. Иными словами, необходимо поддерживать баланс между знаниями и культурой. Значимость культуры для развития экономики объясняется с институциональной точки зрения: успех внедрения новых идей, систем и институтов в одном месте не обязательно пригоден для другого, так как в зависимости от культурного контекста они могут иметь различный эффект на экономику государства.

Результаты эмпирического анализа федеральных земель Германии подтвердили высокие уровень влияния креативных людей на развитие экономики региона: креативный класс является катализатором инновационных процессов и экономического роста. Поэтому включение параметров креативности в экономические модели считается целесообразным.

Успешное экономическое развитие также зависит от грамотной оценки креативности, которое стало возможным с появлением соответствующих индикаторов. На примере Германии регионы были структурированы по значениям экономических показателей, определяющих креативность, и выделены наиболее развитые из них.

Культурная столица России Санкт-Петербург может использовать немецкий опыт восстановления и развития Берлина в силу экономической схожести. Для Петербурга предложены новые методы по развитию креативной стороны города.

Для перехода на новую ступень развития, креативному классу предстоит усовершенствовать систему коммуникации, улучшить свои знания в экономике и смежных областях, а также получить поддержку со стороны государственной власти.

берлин петербург креативный город

 

1. Абрамов, В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. — М.: Дашков и К, 2008. — 312 c.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

. Васильева, Т.Н. Мировая экономика: Конспект лекций / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. — М.: Флинта, МПСУ, 2010. — 160 c.

. Воронин, В.П. Мировая экономика: Конспект лекций / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. — 184 c.

. Гладков, И.С. Экономика: Интегрированный учебный курс для вузов по курсам: «Экономическая теория», «История экономики», «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова. — М.: КноРус, 2008. — 448 c.

. Гурова, И.П. Мировая экономика.: Учебник для студентов / И.П. Гурова. — М.: Омега-Л, 2012. — 400 c.

. Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова. — М.: КноРус, 2013. — 256 c.

. Ефимова, Е.Г. Мировая экономика: Учебное пособие для студентов-экономистов / Е.Г. Ефимова. — М.: МГИУ, 2008. — 208 c.

. Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. — М.: КноРус, 2013. — 640 c.

. Кудров, В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: Учебное пособие / В.М. Кудров. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. — 399 c.

. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. — М.: Юстицинформ, 2010. — 512 c.

. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 416 c.

. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 671 c.

. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 c.

. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 350 c.

. Пашковская, М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. — М.: МФПУ Синергия, 2012. — 52

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

590

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке