Содержание
1. Цель, инструментарий и программа эмпирического исследования
. Анализ результатов эмпирического исследования
.1 Анализ реакции педагогического персонала на изменения
.2 Анализ результатов исследования сопротивления педагогов на изменения
.3 Анализ исследования оценки отношения педагогического персонала к данному изменению (введению профстандарта)
Вывод
Литература
Приложения.
Цель данного эмпирического исследования: выявить отношение педагогического персонала к изменениям в школе.
Предметом исследования является сопротивление изменениям, а объектом исследования — педагогический персонал средней школы.
Задачи:
определить значимые для педагогического персонала изменения в образовании, произошедшие за последние 5 лет;
Нужна помощь в написании контрольной?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
выявить изменения, которым педагогический персонал сопротивляется больше всего;
оценить отношение педагогического персонала к изменению, которое вызывает большее сопротивление;
определить потенциальные риски для руководителя в период изменений.
Программа и инструментарий:
Для того, чтобы выявить отношение педагогического персонала к изменениям в школе, нами было предпринято следующее:
В первую очередь, нам было необходимо выяснить, какие изменения, по мнению педагогического персонала, самые значимые произошли в школе за последние пять лет, с 2010 года по настоящее время. Для этого нами было использованы качественные методы исследования: глубинное (фокусированное) интервью, которое было проведено в январе 2016 года с двумя представителями районного ИМЦ, представителями общеобразовательных школ: двумя директорами школ, двумя заместителями и с фокус-группой учителей из разных школ (четыре человека). Интервью проводилось для выяснения отношения респондентов к теме: изменения в образовании. Также одновременно фиксировалась реакция респондентов на эти изменения, происходящие в школе. Метод глубинного интервью основан на личном общении, когда респондент высказывает свою позицию, проводится один на один, нет влияния на их отношение извне, по времени беседа с каждым заняла от 30 минут до 60 минут. Глубинное интервью должно было показать нам основные направления изменений в школе, отношения к ним, а также причины их отношения. По ходу беседы нами фиксировалась эмоциональная составляющая респондентов. Недостаток метода в том, что из-за трудоемкости он применяется на небольшой выборке, но зато при доверительной беседе выявляется субъективное отношение к исследуемому вопросу. (См. приложение № 1). Другой качественный метод: интервью с фокус-группой. Эта беседа-дискуссия проводилась по теме: основные изменения в школе и отношения к ним. В мини-группу были приглашены молодые специалисты, стаж которых от 3 до 5 лет из двух школ, всего четыре человека. Направление беседы было общим. Учителя высказывались об изменениях в школе, что им нравится, что нет. В беседе они высказывали свое отношение и дополняли друг друга.
По результатам этих интервью нами было выявлено десять основных изменений в школе за последнее время, на которые обращают особое внимание наши респонденты.
. Для того, чтобы оценить сопротивление персонала на то или иное изменение, необходимо было выяснить какое изменение сегодня в школе вызывает наибольшее сопротивление среди педагогического персонала.
Для этого был проведено анкетирование учителей. Всего опрошено 36 учителей из разных школ Санкт-Петербурга, из них 26 человек со стажем более 20 лет, 5 человек от 10 до 20лет , 3 человека от 5 до 10лет, 2 человека от 2 лет до 5лет, менее 2-х лет — 2 человека.
Был задан вопрос «Какое изменение в образовании вызывает у Вас особое напряжение и сопротивление?». В анкете было предложено десять изменений в образовании. Предложенные варианты составлены по результатам глубинного интервью. С помощью метода балльного ранжирования надо было выставить баллы напротив изменения: от 1 балла (практически принятого учителем изменения) до 10 баллов (самое напряженное, неприемлемое изменение). Были предложены следующие изменения для оценивания: новая оценка качества, новая форма ГИА, введение профстандарта, новые формы обучения, составление рабочих программ, изменения в УМК, внеурочная деятельность, электронный документооборот, новые технологии, система оценивания. (См. приложение №2)
По результатам исследования выбрали одно изменение в школе, которое больше всего вызывает сопротивление среди учителей.
. Целью дальнейшего эмпирического исследования является оценка отношения педагогического персонала к полученному самому сопротивляемому изменению (введению профстандарта).
Зная, что стандарт обсуждался профессиональным сообществом, проводились диагностики, дискуссии, нами были проанализированы сайты ИМЦ районов города Санкт-Петербурга с целью выявления диагностик по поводу отношения к изменению. Из восьми районов только два района провели диагностику по новому изменению. Исправляя ситуацию, что педагоги Приморского района опрошены не были, мы провели анкетирование среди учителей Приморского района Санкт-Петербурга. За основу была взята анкета ИМЦ Центрального района. Опрос проводился в мае 2016 года только среди учителей, анкета была составлена на печатной основе, и было получено 34 ответа. Анкета была анонимная.
Распределение респондентов по стажу работы.
Нужна помощь в написании контрольной?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Рис.1. Диаграмма «Распределение по стажу работы»
В анкете были представлены следующие вопросы:
.Знаете ли вы о профессиональном стандарте педагога?
. Читали ли вы профессиональный стандарт?
. С какими положениями стандарта вы согласны?
. Какие положения для вас самые сложные?
. Считаете ли вы, что стандарт изменит что-то в образовании?
. Соответствует ли ваш уровень требованиям стандарта?
Итак, изменений в образовательной системе сегодня достаточно много, и это ещё только начало изменений. Педагоги, как и любые люди, не очень-то любят перемены. Константин Ушаков определяет несколько этапов реакций педагогического персонала к изменениям:
¾ отрицание
Это реакция, когда персонал отвергает всё новое и хочет работать по-старому. Возможно, даже не знает содержания изменения, но уже не принимает. А зачем? Если до нововведения всё устраивало. А любое изменение не понятно к чему приведет, вдруг будет хуже, вдруг будем больше работать или потеряем своё нынешнее положение. Руководителю рекомендуется ориентировать персонал на будущее. Самооценка обычно у персонала высокая, мы и так всё знаем.
¾ сопротивление
Обычно скрытое неприятие нового, то есть работник открыто не показывает, но внутренне не принимает. Руководителю рекомендуется дать возможность персоналу выговориться, показать свое недовольство. Это поможет понять, что пугает персонал, и какие действия можно применить. Самооценка обычно на этом этапе понижается.
Нужна помощь в написании контрольной?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
¾ исследование
Персонал начинает понимать суть изменений, предлагает идеи, пробует новые технологии, но обычно хаотично. Руководителю рекомендуется поддерживать работников в данный период, мотивировать и поощрять. Самооценка повышается.
¾ вовлеченность
На данном этапе идет создание команд, рабочих групп, начинают пробовать вводить инновации вместе. Анализирует, определяют проблемы и перспективы. Руководителю рекомендуется определять уже долгосрочные цели.
¾ традиционализация
Это период, когда изменения уже становятся частью жизни, рутиной. На рисунке 2 изображены пять реакций персонала.
Рис. 2. Реакции персонала на изменения.
В ходе глубинного интервью респонденты характеризовали изменения в образовании и, в частности, в школах. По ходу беседы фиксировались не только ответы, но и реакция респондентов на эти изменения, степень их принятия и данные заносились в таблицу (см. табл. 1). Из названных изменений нами отмечено десять, которые назвали педагоги: ГИА в форме ОГЭ (к ЕГЭ уже привыкли), новая оценка качества, система оценивания ученика, новые формы обучения, внеурочная деятельность, изменения в УМК, новые технологии, составление рабочих программ, электронный документооборот, введение профессионального стандарта.
Табл.1
Реакция педагогов на изменения
Как видим из таблицы, на каждое изменение у педагогов разные реакции. И почти на все изменение есть реакция сопротивления. С чем же это связано? При анализе реакций можно увидеть, чему сопротивляются: увеличению бумажной работы, неясности механизмов внедрения, недоверие инновациям, боязнь несоответствия новым требованиям.
На рисунке 3 показаны результаты опроса на тему: «Какие изменения в образовании вызывает у вас сопротивление?»
Нужна помощь в написании контрольной?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Рис.3 Диаграмма «Какие изменения в образовании вызывает у вас сопротивление?»
Как видим из результатов, такие изменения, как введение ГИА в новой форме и электронный документооборот, практически приняты педагогами, стадия реакции, скорее всего, вовлеченность. Новые технологии, новая оценка качества, новые формы обучения, изменения в УМК, в содержании, внеурочная деятельность, то есть всё, что связано с ФГОС-2, находятся в интервале от четырёх до шести баллов. От шести до восьми баллов самые сопротивляемые изменения в образовании, ими оказались составление рабочих программ и введение профессионального стандарта педагога.
Теперь посмотрим, как результаты распределились среди педагогов с разным стажем (табл.2). В таблице мы отметили количество педагогов, которые поставили максимальный балл сопротивляемости тому или иному изменению (9-10 баллов).
Табл. 2
Результаты в разрезе стажа респондентов
Эти результаты изобразим также в диаграмме (рис.4)
Рис.4. Диаграмма «Результаты в разрезе стажа респондентов»
На рисунке 4 хорошо видно, что особенно двум изменениям, составлению рабочих программ и профстандарту, сопротивляются педагоги с разным стажем (четыре цвета).
Давайте рассмотрим, что это за изменения.
Составление рабочих программ связано с огромными временными затратами. Данное новшество введено с введением ФГОС-2 и несколько лет не принималось педагогами, то есть выполнялся очень формально. Приказ Минобразования и науки № 1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897» должен обеспечить уменьшения времени на его составление. Если раньше рабочая программа, в соответствии со ст.18 ФГОС, должна содержать восемь пунктов: пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты, содержание, тематическое планирование, описание УМК, планируемые результаты. То теперь всего три пункта: планируемые результаты, содержание предмета, тематическое планирование. Можно предположить, что это снизит сопротивление персонала. Так как сейчас не надо составлять пояснительную записку, также не надо описывать виды учебной деятельности и т.д. В связи с этим не видится смысла рассматривать сопротивление составлению рабочих программ, остановимся на другом изменении — внедрение профессионального стандарта.
Итак, профессиональный стандарт. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», 18 октября 2013 года, утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года. Стандарт должен быть введен с 2015 года, но отложен до 1 января 2017 года.
2.3 Анализ исследования оценки отношения педагогического персонала к данному изменению (введению профстандарта)
С помощью анкетирования была исследована оценка отношения педагогического персонала к профессиональному стандарту. В анкете было несколько вопросов.
Нужна помощь в написании контрольной?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
o Знаете ли вы о профессиональном стандарте педагога? Было предложено два варианта: да или нет.
Рис.5 Диаграмма «Знание о существовании профстандарта»
Большая часть, всё-таки, знали о существовании профстандарта. Для тех, кто знал, был следующий вопрос.
o Читали ли вы профессиональный стандарт?
Рис.6 Диаграмма «Изучение профстандарта»
Мы видим, что только примерно 12 % полностью разобрали профстандарт, подавляющее большинство педагогов не знают толком, что это.
¾ С какими положениями профстандарта Вы согласны?
В данном вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа:
1. Педагог должен уметь работать со всеми детьми, включая детей с ОВЗ, с девиантным поведением, одарённых, с неродным русским языком
. Педагог должен уметь проектировать образовательные программы, образовательные среды, индивидуальные маршруты развития и т.д.
. Педагог должен владеть ИКТ на уровне продвинутого пользователя, в том числе владеть специальными программами
. Педагог должен иметь серьёзную психологическую подготовку
. Педагог должен организовывать различные учебные общности, включающие детей, педагогов, родителей
. Педагог должен знать основные педагогические теории
Нужна помощь в написании контрольной?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Также можно было написать свой вариант.
Количество выбранных ответов представлены в таблице:
Из результатов мы видим, что половина и более педагогов практически согласны с положениями стандарта. Только с первым положением (Педагог должен уметь работать со всеми детьми, включая детей с ОВЗ, с девиантным поведением, одарённых, с неродным русским языком) согласилось всего 11,8 % педагогов.
Такие же варианты предлагались и для следующего вопроса.
Какие положения профстандарта для вас самые сложные?