Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Контрольная работа на тему «Основные направления внешней политики России и Бразилии на современном этапе»

Для того, чтобы приступить к анализу основных направлений внешнеполитических курсов Бразилии и России за последние десятилетия, необходимо обозначить парадигму и некоторую теоретическую базу, с помощью которых можно будет объяснить выбранные государствами цели и предпринятые действия для достижения необходимых для них результатов.

Содержание

Введение

. Характерные черты внешнеполитической линии Бразилии в конце XX — начале XXI вв.

. Особенности внешнеполитического курса Российской Федерации на современном этапе

Литература

Введение

Для того, чтобы приступить к анализу основных направлений внешнеполитических курсов Бразилии и России за последние десятилетия, необходимо обозначить парадигму и некоторую теоретическую базу, с помощью которых можно будет объяснить выбранные государствами цели и предпринятые действия для достижения необходимых для них результатов.

Наиболее обоснованным исследование темы «Особенности отношений Бразилии и России в период правления Дилмы Русеф» представляется в рамках такой теории международных отношений, как неореализм. Взяв за основу труд основоположника неореализма, американского политолога К. Уолтца «Теория международной политики» (1979), можно выделить несколько основных положений данного течения:

·Главные акторы международных отношений — государства и союзы; Цели государств: обеспечить безопасность своей территории и максимизировать свое влияние на международной арене; Международная среда влияет на внешнюю политику стран, вынуждая их подстраиваться под существующие условия, что объясняет схожие действия и решения государств в их внешней политике, даже если их политические модели и взгляды различны; Баланс сил в мире достигается за счет вступления стран в союзы, чтобы противостоять более сильным государствам и объединениям; Государства имеют разные возможности и потенциал, которые определяются их расположением в мире. Несмотря на явную несхожесть Бразилии и России, которые находятся на огромном расстоянии друг от друга и характеризуются разными культурными и географическими особенностями, оба государства нацелены на удовлетворение своих собственных интересов, многие из которых схожи между собой. Один из них — это взаимовыгодное сотрудничество для создания баланса сил против США — «великой державы», которая до недавнего времени рассматривала Латинскую Америку как «сырьевой придаток» и сферу собственного влияния, доходившего вплоть до непосредственного вмешательства во внутреннюю политику стран данного региона. [36, с. 295]

Особенно сильно влияние США на страны Южной Америки проявилось после окончания «холодной войны», когда относительная биполярная стабильность в международных отношениях была потеряна в связи с распадом СССР. [61, c. 27] В результате «потерянного десятилетия» в 1980-х гг. в латиноамериканских государствах развились экономические и социальные проблемы, которые усложнились под воздействием неолиберальных методов экономического регулирования, внедренными США в начале 1990-х гг. По мнению доктора исторических наук Ю.И. Визгуновой, это произошло, главным образом, за счет попыток ускорить экономический рост стран посредством усиления эксплуатации ведущих отраслей государств, что привело к разорению промышленных предприятий, оставшихся без государственной поддержки, и росту безработицы, например, в самых больших странах региона, и в том числе в Бразилии, удельный вес безработных в экономически активном населении вырос с 5 до 9,5%. [8, с. 71]

Схожего мнения о негативном влиянии принципов неолиберализма на развивающие страны придерживается известный латиноамериканист Б.Ф. Мартынов, отмечавший, что «США в «Вашингтонском консенсусе» проповедовали строгую бюджетную дисциплину, установление свободных курсов национальных валют, либерализацию торговли, приватизацию и резкое сокращение государственного регулирования. Но одинаковые рецепты, прописанные абсолютно для всех, оборачивались трагедией для развивающихся стран, в число которых одновременно попали и Бразилия, и Россия» [25, с. 116].

Помимо неореализма, практический интерес для раскрытия данной темы представляет «Теория конфликта цивилизаций», принадлежащая известному политологу С.Ф. Хантингтону и раскрытая им в статье «Столкновение цивилизаций?» (1993). По мнению ученого, разделение стран согласно их экономическому развитию в условиях глобализации неуместно. С начала 90-х гг. решающий вес в международных отношениях играют культура, религия, традиции и привычки народов, входящих в определенные цивилизации. Ученый обосновывал свое мнение тем, что история знает немало фактов распадов и исчезновений государств, в то время как цивилизации оставались нерушимыми [71]. Стоит отметить, что С.Ф. Хантингтон выделил Латинскую Америку в отдельную от Северной Америки цивилизацию, отделив ее тем самым от культуры США и подчеркнув существующие культурные и идеологические различия между ними.

В конце 90-х гг. в Бразилии, по мнению Б.Ф. Мартынова, «произошло то, что и должно было произойти: неолиберальный имплант США столкнулся с цивилизацией и, не найдя компромисса, стал тормозом на пути развития… В подтверждение этому Конституция Бразилии 1988 года («зеркало страны», отражающее характеристики и цели народа) «носила «националистический характер» и отстаивала суверенитет личности, общества и государства — понятие, которое в теории и практике вестернизации считалось «отмирающим» [25, с. 119-120].

1. Характерные черты внешнеполитической линии Бразилии в конце XX — начале XXI вв.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

На рубеже ХХ и XXI веков участие Федеративной Республики Бразилии в формировании международной «повестки дня» становится все более явным. Конец «холодной войны», исчезновение уже привычного для стран биполярного баланса сил вследствие развала СССР и сохранявшиеся внутренние социально-экономические проблемы вынуждали Бразилию искать свое место в мире и определять, какие партнеры могут оказаться полезными для удовлетворения ее политических интересов и способствовать экономическому развитию самого большого государства в Латинской Америке. Как отметил в 1996 году известный ученый и представитель латиноамериканского региона в ООН по вопросам безопасности Р.А. Франциско: «главной опасностью для Бразилии было остаться вне мирового развития, и лишиться тех привилегий, что дает странам эффективное международное сотрудничество и участие в мировой торговле» [69, с. 7].

Также, как и предыдущие столетия, большое влияние на Латинскую и Центральную Америки оказывали США, видевшие в менее развитых «южных» государствах богатый ресурсами «сырьевой придаток» и зависимые от них правительства, лояльные к проводимому США внешнеполитическому курсу. «В большинстве стран у власти находились военные — антикоммунисты, держащие сторону США в «холодной войне». Отношения с Бразилией, незадолго до этого объявленной Г. Киссинджером привилегированным партнером, внушали радужные перспективы. Однако с приходом новой администрации (Рональда Рейгана (1981-1989) — Е.Н.) военные были объявлены «врагами демократии», против них были приняты санкции, представлявшие из себя вмешательство в их внутренние дела. Все это разом разрушило десятилетиями создававшуюся в регионе сложную конструкцию, ради которой Вашингтон неоднократно шел на нарушение моральных заповедей и правовых норм», — писал Б.Ф. Мартынов. [25, c. 123-124]

Начиная с 1990-х гг., когда США стали единственной сверхдержавой-гегемоном в условиях формирующегося однополярного мира, опасения Бразилии за свой суверенитет и нежелание попасть под чрезмерное влияние США казались небезосновательными. Однако, согласно неореалистической теории международных отношений, однополярная система является весьма неустойчивой, так как одному государству достаточно сложно контролировать все политические и экономические процессы, происходящие в мире, что неизбежно ведет к ослаблению позиций гегемона и образованию многополярной системы. [78, с. 5] Это и произошло с США, попытавшимися упрочить свое положение в мире, что привело к уменьшению контроля над странами Юга.

Помимо этого, авторитет США в Латинской Америке был подорван Иракской войной, начавшейся в 2003 году с вторжения американских войск в ближневосточное государство. Целью сверхдержавы стало свержение «недемократичного» режима Саддама Хусейна, под предлогом приобретения Ираком урана у африканской Республики Нигер, что в реальности не было подтверждено достоверными фактами [49]. После этого инцидента страны Южной Америки не могли быть полностью уверенны в безопасности своего суверенитета.

Все эти события вместе с неоправданными ожиданиями от внедрения в государствах Южной Америки неолиберальной парадигмы, усиливали недовольство жителей Латинской Америки, сложившейся экономической и политической ситуацией в регионе. Например, в Бразилии за годы неолиберальных реформ под руководством президента Фернандо Энрике Кардозо в 1994-2002 гг. уровень инвестиций не увеличивался, в отличие от зависимости от внешних источников накопления. Кроме того, существовал ряд других препятствий для развития экономики страны и платежеспособности внутреннего рынка — высокий уровень преступности, низкий уровень доходов большинства семей и малоразвитость таких базовых социальных благ, как здравоохранение и качественное образование. [38, с. 38-39]

По мнению многих ученых, бедность в Бразилии и неразвитость социальной сферы в целом — это самые трагические проблемы латиноамериканского государства, оказывающие влияние на политическую, экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества. [25, с. 187] По данным ежегодного издания «Социальная Панорама Латинской Америки» от 2001-2002 гг., в 1999 году 38% населения Бразилии находилось в категории бедных и почти 13% попадали в категорию нищих. [65, с. 38] При этом, по мнению Экспертов Экономической Комиссии ООН по Латинской Америке, бедность в Бразилии на 73% определялась недостаточным уровнем образования людей, который не позволял им получить высокооплачиваемую работу. [23, с. 90] Именно необходимость решения этих проблем во многом определяли и до сих пор определяют направление политики Бразилии.

Пришедшая в 2002 году к власти левоориентированная Партия Трудящихся (Partido dos Trabalhadores, PT) под руководством Луиса Инасиу Лулы да Силвы, более известного под прозвищем «Лула», взяла курс на национально-ориентированную модель социально-экономического развития, главной целью которой было понизить уровень бедности населения и обеспечить развитие и конкурентоспособность стратегически важных отраслей для активного участия в мировой торговле. Опираясь на статистические данные от 2010 года, представленные Экономической Комиссией ООН по Латинской Америке, можно увидеть положительную тенденцию практически по всем основным макроэкономическим показателям государства: темпы прироста ВВП увеличились с 3,2% в 2005 году до 7,5% в 2009 году, а уровень безработицы уже в 2009 г. составлял всего 6,6% от экономически активного населения. [66, с. 43]

Тем не менее, создание и поддержка дорогостоящих социальных программ требовали от государства достаточно больших объемов финансирования. Одним из способов аккумуляции средств стало развитие ресурсного, технологического и экономического потенциалов Бразилии. Известные латиноамериканисты В.М. Давыдов и А.В. Бобровников в своем труде «Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении)» (2009) выделяли следующие предпосылки, способные обеспечить экономическое и политическое благосостояние Бразилии:

Во-первых, это обширные территориальные и демографические ресурсы. На сегодняшний день Бразилия занимает 5-е место в мире по обоим параметрам.

Во-вторых, природные ресурсы и большие запасы полезных ископаемых. Бразилия — мировой лидер по возобновимым запасам пресной воды (12,4%), леса (14,3%) и владелец достаточно обширных сельхозплощадей (5,2%). Кроме того, государство занимает 2-е место по запасам железной руды, 4-е по бокситам (7,6%), 5-е по олову (8,9%), 6-е по марганцу (5,7%), а также располагает запасами ядерного топлива (7% — уран). [11, с. 48-49] Что касается нефтяной сферы, то по данным британской нефтегазовой компании «British Petroleum» (BP), в 2014 году Бразилия находится на 15 месте в мире по запасам нефти (2,3 млрд тонн). [58]

В-третьих, была сделана ставка на развитие и использование современных технологий и инноваций в производстве. Самым ярким примером являются разработки возобновляемых источников энергии, таких как биоэтанол и биодизель, а также успехи в развитии космических, авиационных и информационных технологий. Например, бразильская корпорация Эмбраэр сегодня — один из самых известных производителей реактивных самолетов после Боинга и Эйрбас [27, с. 44]. Именно эти отрасли становятся наиболее привлекательными для инвесторов ввиду своей высокой конкурентоспособности и востребованности на мировых рынках.

В-четвертых, Бразилия обладает достаточно мощным военно-промышленным комплексом (ВПК). Однако важно отметить, что в документе «Политика национальной обороны» (ПНО) от 2008 года подчеркивается, что Бразилия — мирное развивающееся государство, которое хочет строить отношения с другими участниками международных отношений не на силовой основе, а исключительно в рамках экономического и политического сотрудничества. [74, с. 8] Так, развитие ядерных технологий не будет использоваться руководством в военных целях. [74, с. 32]

В-пятых, наличие национальной модели развития. Как уже было озвучено ранее, под современным «национальным проектом» Бразилии подразумевается развитие внутреннего рынка при поддержке государства для обеспечения экономического роста и сбора средств, необходимых для улучшения социальной ситуации в стране. Также в планах правительства значится укрепление позиций страны на мировой арене и развитие инновационных и стратегических отраслей экономики.

В-шестых, это претензии на региональное лидерство и активное участие в международных структурах и организациях. На правах самого большого государства региона Бразилия стремится занять главенствующую позицию в региональных объединениях, таких как Южноамериканский общий рынок (Меркосур) и Союз южноамериканских наций (Унасур). В то же время, статус «восходящей державы» и увеличение политического и экономического веса Бразилии в мире дают ей возможность претендовать на непосредственное формирование мировой «повестки дня» и привилегированное положение в основных международных организациях.

Таким образом, современная Бразилия — это, вопреки давно сложившимся стереотипам, уже не отсталая страна бананов, кофе, карнавала и самбы. Бразилия сегодня — это быстро развивающееся государство с небезосновательными претензиями на высокий статус в мировой торговле и международных отношениях. Бразилия сегодня — это мощный конкурент в самых востребованных сферах, таких как инновации, высокие технологии, биологически чистые энергетические ресурсы и продовольствие. И, конечно, голос Бразилии все громче раздается в рамках международных организаций. Учитывая все эти факторы, тропический гигант Латинской Америки становится одним из самых перспективных партнеров в мировом пространстве, что представляет определенный интерес и для Российской Федерации.

. Особенности внешнеполитического курса Российской Федерации на современном этапе

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В конце XX века мир претерпел значительные изменения: период «холодной войны» и биполярного баланса сил был прекращен из-за распада СССР, а страны были вынуждены адаптироваться к новым сдвигам в международном ландшафте, сформированным процессом глобализации и усилившейся взаимозависимостью государств друг от друга.

Для Российской Федерации вход в новое тысячелетие был ознаменован кардинальными изменениями во внутренней и внешней политике, необходимостью определить новую стратегию развития государства, чтобы в наиболее сжатые сроки на полном праве занять позицию «преемницы» СССР, как одного из самых влиятельных игроков на мировой арене. Однако на практике все оказалось сложнее, чем в теории: своеобразным препятствием на пути быстрого развития нового государства стала популярная в то время, как и все прозападное, либеральная модель экономического развития, которая многим российским политикам и ученым казалась неотъемлемой частью «демократии» после неудачной попытки последнего правителя СССР М.С. Горбачева объединить социализм с «народным политическим режимом». Уже в 1992, через год после начала гайдаровских реформ (по имени Е.Т. Гайдара — идеолога рыночных реформ в России — Е.Н.) стало очевидно, что западная идея отказа от вмешательства государства в экономическую сферу с целью обеспечения «равенства возможностей» для участников экономических отношений не может быть успешно реализована в государстве без сформированного «среднего класса», а значит, без населения с высокой покупательной способностью и без силы, способной противостоять желаниям и возможностям малочисленных эгоистических «верхов» общества. [40]

Последнее десятилетие ХХ века показало, что для Российской Федерации был необходим иной путь развития, который в первую очередь обеспечит внутреннюю стабильность, а во вторую — удовлетворит закономерное стремление самого большого государства планеты к активному участию в мировых экономических и политических процессах. Эту точку зрения поддерживал и министр иностранных дел России в 1998-2004 гг. И.С. Иванов, отмечавший, что: «Наследием советской внешней политики была психология «сверхдержавы», стремление участвовать во всех сколько-нибудь значимых международных процессах, зачастую ценой непосильного для страны перенапряжения внутренних ресурсов. Такой подход не мог быть приемлемым для России с ее огромным бременем нерешенных внутренних проблем. Здравый смысл подсказывал, что на нынешнем историческом отрезке внешняя политика призвана в первую очередь «обслуживать» жизненные интересы внутреннего развития. Это — обеспечение национальной безопасности, создание максимально благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ ее конституционного порядка, консолидации гражданского общества, защиты прав граждан и соотечественников за рубежом» [13, с. 16-17].

Таким образом, на передний план выдвигались уже не столько «законы мирового рынка», с помощью которых российское правительство пыталось добиться быстрого экономического роста в начале 1990-х гг., сколько национальные интересы страны в ее внутренней и, что самое главное, внешней политике, как инструмента для решения актуальных социально-экономических проблем и укрепления позиций на международной арене. Следует, однако отметить, что понимание того, какие именно интересы были необходимы Российской Федерации и какой должна быть стратегия развития государства появилось не сразу. Например, в Концепции государственной национальной политики РФ от 1996 года были выделены проблемные области, требующие вмешательства государства, но также было прописано, что «системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос еще не утвердился» [21].

Несмотря на то, что рыночный либерализм не оправдал надежд российского правительства на быстрое «экономическое чудо», желание достичь уровня «Запада» все также оказывало существенное влияние на внешнеполитический курс Российской Федерации. «Конечно, и в то время российская внешняя политика оставалась многовекторной, — писал И.С. Иванов. — Мы стремились развивать отношения и с восточными соседями. Впечатляющий прогресс был отмечен на китайском направлении, оживился диалог с Индией, мы вплотную занялись поиском решения болезненного территориального вопроса с Японией… Но все-таки не будет преувеличением сказать, что в первые годы XXI века западное направление являлось приоритетным» [12].

Возникает вопрос, почему именно западные страны казались российскому правительству самым лучшим вариантом для сотрудничества в то время? С первого взгляда, ответ достаточно прост — потому что именно США и ведущие экономики Европы стабильно занимали верхние строчки в мировых экономических рейтингах и входили в группу «развитых стран мира». Однако, по мнению многих ученых, уже в конце 1990-х гг. была видна тенденция экономического роста в восточных государствах, что не было секретом и для Кремля. Так, действующий министр иностранных дел России С.В. Лавров объяснял предпочтение «прозападного» направления внешней политики самого большого государства мира в исторической перспективе: Россия со всей ее самобытностью всегда была вовлечена в европейские дела, все важные вопросы решались при ее активном участии, и, более того, «Россия всегда по своей глубинной сути являлась одной из ветвей европейской цивилизации» [24].

Тем не менее, факт территориальной и исторической принадлежности России к европейским странам не стал основанием для углубления интеграции с западными странами, которые, оказавшись в статусе «победителей холодной войны», не воспринимали позицию новоявленной России как равную им. Несмотря на то, что со стороны России не было никаких агрессивных действий по отношению к Западу, Североатлантический альянс (НАТО) под руководством США все сильнее приближался к российской границе, что противоречило национальным интересам самого большого государства мира и представляло потенциальную угрозу для его суверенитета. [13, с. 15]

Примечательно, что процесс постепенного отказа от приоритета западного направления нашел свое отражение и в основных документах по внутренней и внешней политике России. Так, в Концепции внешней политики РФ от 2000 года указывалось, что взаимодействие с ЕС имеет ключевое (здесь и далее курсив автора — Е.Н.) значение; ЕС — важнейший политический и экономический партнер России, а взаимодействие с такими влиятельными странами Западной Европы, как Великобритания, Германия, Италия и Франция «представляют собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России» [19]. В Концепции внешней политики РФ от 2013 года ЕС уже не является главным партнером России. Теперь наша страна «заинтересована в углублении сотрудничества с Европейским Союзом, как важным политическим партнером» [20].

Интересна тенденция и в отношениях Российской Федерации с НАТО, когда в Концепции 2000 года Россия осознает важность взаимодействия с военно-политическим блоком, интенсивность которого будет зависеть от выполнения им ключевых соглашений, в то время как в 2013 году «Россия готова выстраивать отношения с НАТО только с учетом степени готовности альянса к равному партнерству и неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права» [20].

В целом, Концепция 2013 года — это важный показатель существующей позиции России относительно глобальных мировых процессов и проводимого ею внешнеполитического курса. Большой упор делается уже не столько на двустороннее сотрудничество, сколько на важность международных организаций и многосторонних форматов взаимодействия. Значительно расширен список интересующих Россию регионов и стран мира для перспективного партнерства, и подчеркнута необходимость учитывать новые «правила игра», которые во многом формируются под воздействием таких глобализационных продуктов, как международный терроризм, информационное воздействие на общество, а также экологические и гуманитарные проблемы. По мнению кандидата политических наук Т.А. Романовой, этот симбиоз приоритетности национальных интересов и воздействия внешних факторов на страну объясняет рациональность использования неореалистической теории для анализа и объяснения внешних и внутренних процессов в Российской Федерации. [33]

В завершении анализа внешней политики и экономики России, а также их характерных особенностей и приоритетных направлений, нельзя обойти стороной наиболее важный для Российской Федерации сектор — энергетический. На протяжении всей современной истории нашей страны, именно минеральные продукты (особенно, нефть) неизменно занимают самую большую часть в структуре российского экспорта. Например, в 2000 году на минеральные продукты приходилось 53,8% от всего экспорта (55488 долл. из 103093 долл.), в 2014 это процентное соотношение еще больше увеличилось — экспорт минеральных продуктов составлял уже 70,5%, что в денежном значении -350817 долл. из 497834 долл. экспорта в целом. [34, с. 632]бразилия экономика политика конституционный Однако, многие экономисты сходятся во мнении, что Россия исчерпала свои ресурсы развития, а зависимость государства от энергетического сектора не может обеспечить долгосрочного экономического прогресса. [51] Разногласия во внешней политике между странами, введение экономических санкций странами Запада против России и падение цен на нефть — все это показало, насколько нестабильна и губительна может быть зависимость государства от сырьевого сектора.

В эпоху глобализации России надо искать альтернативные пути развития, сконцентрироваться не только на добыче и продаже минеральной продукции, но и на увеличении инвестиционной привлекательности экономики и разработке новых технологий, отвечающих требованиям современного мира. «Возможности экономического развития России, связанные с использованием ее природных ресурсов, постепенно будут сокращаться, — отмечал И.С. Иванов. — Отсюда задача радикальной диверсификации экономической базы — развития экономики знаний, внедрения инновационных технологий, стимулирования малого бизнеса и пр. Не создав новую, «умную» экономику, мы будем с каждым десятилетием и даже годом терять позиции — даже если цены на энергетические и сырьевые ресурсы останутся высокими. Экономика будущего — «умная», а не сырьевая. Точно так же внешняя политика будущего — «умная», а не основанная на использовании крайне ограниченного набора военных или энергетических инструментов» [12].

Таким образом, сегодняшняя Россия — это сочетание твердой позиции по обеспечению ее национальных интересов и желания укрепиться на мировой арене в качестве силы, принимающей активное участие в мировой торговле и формировании международной «повестки дня». В последние годы Россия все больше уделяет внимания не-западным направлениям внешнеполитического сотрудничества, и все больше осознает необходимость развития других сфер внешнеэкономической деятельности, помимо добычи и продажи нефти и газа. Теперь в приоритете сотрудничество в многостороннем формате и с развивающимися странами из разных регионов мира, некоторые из которых уже сравнялись по своему развитию с государствами Европы и США.

Чтобы подвести итог всей главы, стоит еще раз отметить, что главными направлениями внешнеполитического курса Бразилии в ХХI веке на современном этапе являются экономическое и политическое сотрудничество со странами латиноамериканского региона и развивающимися государствами, преимущественно относящимся к «восходящим экономикам мира». Это объясняется желанием укрепиться на международной арене за счет влиятельных союзников и стремлением улучшить свое экономическое благосостояние, необходимое для решения насущных внутренних проблем, таких как высокая безработица и неравенство населения. Внешнеполитическая линия Российской Федерации во многом похожа на бразильскую: в условиях санкций государство вынуждено искать новых политических и экономических партнеров. Однако, есть существенная разница между двумя странами: в то время, как Бразилия активно продвигает свою нефтяную промышленность, основанную на новом современном виде топлива — биоэтаноле и биодизеле, Россия старается все больше уделять внимание другим отраслям, так как привычные (газовая и нефтяная) в последнее время приносят все меньше доходов.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Литература

1.Акопов П. Коррупционный скандал в Бразилии направлен против интересов России [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд», 4.03.2016.

.Андреев А. Поворот на Восток [Электронный ресурс] // РИА-Новости, 21.05.2014.

.Бономо Д. Бразилия в контексте системы разрешения споров ВТО [Электронный ресурс] // International Centre for Trade and Sustainable Development, 22.10.2015.

.Бразилия заявила о готовности стать постоянным членом СБ ООН [Электронный ресурс] // Российская газета, 21.09.2011.

.Бразилия не признает санкции Запада против России, заявил глава МИД [Электронный ресурс] // РИА-Новости, 08.07.2015.

.Будаев А. Российское председательство в БРИКС: формирование стратегии «мягкой силы» // Международная жизнь. — 2015. — № 8. — С. 46-56.

7.Варламов И. Фернандо Энрики Кардозу: «Бразилия — это тропическая Россия» [Электронный ресурс] // Известия, 13.01.2002.

.Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-февраль 2016 г. [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба.

.Глава МИД Бразилии: отношения РФ и Бразилии обрели глубину и динамизм [Электронный ресурс] // РИА-Новости, 14.07.2014.

.Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). — М.: ИЛА РАН, 2009. — 240 с.

.Иванов И.С. Какая дипломатия нужна России в XXI веке? [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. — 2011. — № 6.

.Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 382 с: ил

14.Интервью Давыдова В.М. в статье Паниева Ю. Дилма Руссефф — дважды президент [Электронный ресурс] // Независимая газета, 28.10.2014.

.Фернандо Энрике Кардозо [Электронный ресурс] // РИА-Новости, 13.01.2002.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

.Климов А. БРИКС: уже не только саммиты // Международная жизнь. — 2014. — № 10. — С. 35-43.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

546

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке